Шлемы Ужаса. Окончание
anton_platov — 15.10.2011 Вторая часть главы про Шлемы Ужаса.Начало - здесь.
Опять-таки для затравки:
Страница из постсредневекового исландского манускрипта с изображением Шлема Ужаса
4. Руны в Шлемах Ужаса. Компоновка Шлемов
Прежде всего необходимо обозначить некоторые особенности использования рун в Шлемах Ужаса (и в гальдраставах в целом) – равно присущие и вязаным рунам, имеющим общее с ними происхождение.
а) равно используются прямые и зеркальные начертания рун (это естественным образом следует из равной применимости «правого» и «левого» письма):
б) равно используются прямые и перевернутые начертания рун (в круговых ставах, например, понятие «верха» и «низа» вообще теряет смысл):
в) для тех рун, зеркальное удвоение которых не порождает новых рун, однозначно идентифицируемых как новые, используются как одинарные, так и зеркально удвоенные изображения:
г) используется ряд способов «стилизации» изображений рун, в том числе – таких, после применения которых «опознать» руну невозможно:
Теперь – собственно о компоновке Шлема.
Прежде всего необходимо определить для себя две вещи:
- конфигурацию будущего Шлема (его структурный тип), и
- руны, которые должны в нем присутствовать.
О структуре Шлемов мы говорили выше; подбор рун осуществляется так же, как для обычных вязаных рун. Вполне возможно, что в ходе дальнейшей работы вы измените набор рун (обнаружив более подходящий для ваших целей), а может быть, - поменяете даже конфигурацию става. Процесс создания сложных ставов часто носит итерационный характер, т.е. осуществляется как последовательное приближение к желаемому… Но ведь начинать все равно с чего-то нужно, не так ли?
Я не хочу представлять здесь некую идеализированную схему компоновки рунического Шлема с заданными качествами, поэтому мы просто пройдем этот процесс на конкретном примере.
Итак, предположим, что нам необходимо создать Шлем Ужаса, включающий руническое сакральное слово sar - «странствие-в-поисках Силы», «путь Победы», просто «Путь». Функции, требуемые от Шлема, - обережение на пути обретения Силы; купирование ситуаций, в которых можно потерять Путь.
I. Превращаем выбранное РСС в одноставную вязаную руну:
II. Получается, вроде бы, удачно – скомпонованная бинд-руна уже содержит руну Альгиз в верхней части, - соответственно, искусственно ее добавлять не надо. Попробуем собрать простой Шлем, типа 1А, например:
III. На первый взгляд получается симпатично. Однако:
- Став предельно статичен; нечто близкое по форме, вероятно, сгодилось бы для защиты недвижимости, но вот для поддержки на Пути… нет.
- Центр Шлема фактически заблокирован; это примерно соответствует выражению «уйти в глухую оборону». Мы видели выше подобные конструкции в Шлемах, предназначенных для блокирования любого магического воздействия извне. Но – какая может быть дорога, когда взаимодействие со внешним миром заблокировано?
Попробуем иначе.
Прежде всего, сменим конфигурацию – пусть будет типологическая группа «В». Одноставная руна при этом компонуется иначе и на сей уже требует искусственного введения руны Альгиз:
IV. Пробуем собрать самый простой Шлем, следуя принципам группы «В» (тип «1В»):
V. Уже неплохо. Однако, одна «закавыка» остается: активные элементы – сами руны Альгиз – сосредоточены в периферийной зоне, во внешнем мире. А ведь «чувство дороги» происходит не только извне, но и «изнутри» человека; да и проблемы, которые могут привести к потере Пути (и которых мы хотим избежать), частенько рождаются в нас самих…
Впрочем, это как раз решается просто: мы должны использовать не тип «1В», а тип «2В», предполагающий сбалансированность внешнего и внутреннего кругов:
Это – готовый Шлем.
5. Изготовление и применение
Говоря вообще, по все Шлемы Ужаса можно разделить на две неравные группы по их предназначению.
Первая – бóльшая – группа объединяет Шлемы, работающие, скажем так, «по прямому назначению», т.е. обеспечивающие неуязвимость пользователя (плюс конкретика: в бою, в путешествии, в магическом столкновении и т.д.) и подавляющие противника. Во вторую – меньшую – группу попадают все прочие Шлемы, так же связанные и идеей защиты и подавления, но далеко ушедшие в сторону в отношении конкретного предназначения. Здесь будут ставы для защиты скота; ставы, «чтобы девица не могла тебе отказать»; и т.д. Мы будем рассматривать только первую, основную группу; вторую же если и помянем, то лишь для сравнения.
…Шлем Ужаса – весьма специфичный знак, обладающий весьма специфичной магией. Для нас, в этих «Практических рекомендациях», это выльется, в частности, в то, что мы не сможем говорить отдельно о его изготовлении и отдельно – о применении. Почему – сейчас будет понятно.
Особенности работы со Шлемами напрямую связаны с упомянутой спецификой их магии. Помните, в самом начале «Рекомендаций» я упомянул, что обеспечение неуязвимости пользователя – это важнейшее, что объединяет Шлемы в одно «семейство»; важнейшее – но не единственное. Дело в том, что все Шлемы связаны с одним вполне конкретным аспектом магической Силы – с тем, который ассоциируется с аджна-чакрой человека. Правда, необходимо отметить, что энергетический центр, расположенный чуть выше линии, соединяющей брови, в Северной Традиции воспринимается иначе, чем в учении йогов из теплых банановых стран…
Второе предназначение всех Шлемов основной группы – помимо того, что они делают «сами по себе», - это активизация данного центра. «…Шлем Ужаса я несу меж моих бровей», - так это формулируется в связанных со Шлемами исландских заговорах, древнейший из которых датируется XV веком (рукопись «Lægebog»). И речь здесь идет вовсе не о каком-либо предмете.
Отсюда - три основных способа применения/изготовления:
Первый (применяется, как правило, для графически простых Шлемов).
Нарисовать разработанный став на лбу меж бровей собственной кровью, слюной или специально добытой водой (см. ниже).
Несколько уточнений. Идеальное время – рассвет (исл. «когда Солнце красно», самое волшебное время суток, как и закат); большинство исландских манускриптов рекомендуют использовать для рисования безымянный палец (это тоже осмысленно). Относительно использования воды: «Когда человек желает опробовать сие, должен он отправиться к ручью, что течет с востока на запад, опустить руки в ручей и прочитать [заклинание] и сделать так сей став промеж глаз своих пальцем, который расположен следующим после мизинца на правой руке…»
Второй.
Вырезать став на свинцовой пластинке или бляхе, окрасить кровью. Для постоянного воздействия (например, для защиты от возможного колдовства) - носить с собой. Для «экстренной активации» (прошу прощения за терминологию) – приложить бляху ко лбу между бровей, сосредоточиваясь на ставе.
Уточнение. Идеальное время для вырезания става – растущая Луна, рассвет.
Третий (применяется, в частности, для агрессивной защиты от чужого воздействия при совершении собственной магии).
Вырезать на дереве (тис, дуб, орешник и др.) или на свинце, носить на лбу между бровей. Дополнительные условия – см. второй способ.
6. Кое-что о технике безопасности
[Сигурд] сказал:
Змей могучий,
шипел ты громко
и храбрым ты был;
оттого сильнее
людей ненавидел,
что шлемом владел ты.
«Речи Фафнира», Старшая Эдда
|
</> |