Школьное первосентябрьское вранье. - Лекция о диссидентах. - Трибьют Ключевскому

топ 100 блогов dimagubin02.09.2014 Племянница рассказала, как 1 сентября в их школе проводили урок "Моя малая родина", но училка гнала про то, как мы спасли Крым от войны. И Донецк, видимо, тоже.
Племяннице 14 лет - возраст, когда дети мало что принимают на веру, и когда авторитеты учителей рассыпаются в прах, если учителя не заморачиваются на доказательства, а уж тем более врут, пусть и под принуждением. В мое время учителя трындели про то, как мы спасли братский народ Афганистана.
Если бы я мог, то читал бы 1 сентября детям лекцию про русских диссидентов. Например, про диссидентов XVII века. В прошлом году я предложил такую лекцию опубликовать "Огоньку" - но там ее с негодованием отвергли, сказав, что я пересказываю Ключевского. После снятия Лошака там наступило время глубоко интеллектуальых решений. В итоге текст был в несколько сокращенном виде опубликован "Росбалтом" - но я думаю, разумно ее в начале и этого сентября повторить. Она - моя дань уважения Василию Ключевскому, 82 лекции которого составят счастливейшее чтение любознательного, желающего понять "невзрачную" (по определению Ключевского же), а главное, закольцовывающуюся историю своей страны, где грабли на кругу - это главные духовные скрепы. Текст, опубликованный ниже, является одной из глав книги "Под чертой", которую я только что закончил, и которая, надеюсь, до конца месяца появится в продаже на Litres.ru.

ПАМЯТКА ДИССИДЕНТУ, ИЛИ ЛЕКЦИЯ №52//
О русских инакомыслящих XVII века (трибьют Ключевскому)

Из «старых» диссидентов в русской истории школьник обычно знает князя Курбского (сбежавшего от Ивана IV в Литву, а затем ведшего с грозным царем переписку). А еще – Петра Чаадаева (объявленного за «философические письма» сумасшедшим). И, разумеется, Александра Радищева, редкого честного таможенника, опубликовавшего критические заметки о путешествии из Петербурга в Москву. (Ему вкатили «десяточку» за умствования).

Но есть три русских диссидента, о которых мало кто слышал. Может, потому, что жили они в смутном XVII веке, когда русская деспотия, рухнув, привела к цепочке страннейших правлений: там и скудоумный Федор, и Лжедмитрий, и первые Романовы, садившиеся на трон детьми. Тогда русское колесо, увязшее было в самодержавной колее, начинает с чавканьем ее прокладывать дальше, несмотря на кровь, грязь и отставание от Европы.

В это время живет в Москве князь Иван Хворостинин. Он еще при Лжедмитрии дружит с поляками, учит латынь, начинает читать иноземные книги и приходит в отчаяние при виде того, что делается дома. Впадает в католицизм, ведет публичные споры, а поскольку образован блестяще и церковную литературу и историю знает назубок, то своих полуграмотных оппонентов делает, как детей. При этом характер у князя Ивана – не приведи боже. Высокомерный, презрительный к окружению, «в разуме себе в версту не поставил никого», он ведет себя по-хамски: ладно сам православного «обычая не хранит», так еще дворовым запрещает ходить в церковь, а в 1622 году пьет всю страстную «без просыпу» и не едет ни к утрене, ни в Кремль.

Сочетание вольнодумства и свинства воспринимается царем как свинство вольнодумства, над князем сгущаются тучи, он распродает имущество, думая бежать в Европу – однако не успевает. Обыск, арест, ссылка в Кириллов монастырь. Изъяты стихи и проза, в коих князь называл царя «деспотом русским», а также, цитируя одного историка, «выражал скуку и тоску по чужбине, презрение к доморощенным порядкам, писал многие укоризны про всяких людей Московского государства, жаловался, будто в Москве…  все люд глупый… сеют землю рожью, а живут все ложью».

«Это был, - продолжает историк, - русский вольнодумец на католической подкладке, проникшийся антипатией к византийско-церковной черствой обрядности и ко всей русской жизни, ею пропитанной, - отдаленный духовный предок Чаадаева». За то я неврастеника и алкоголика Хворостинина и люблю.

Следующий за Хворостининым диссидент – подьячий Посольского приказа (то есть дипломат) Григорий Котошихин, который однажды отказался выполнять распоряжения князя Долгорукого (тот требовал от него доносов), и в 1664 году бежал сначала в Польшу, а потом в Германию и Швецию, осуществив замысел Хворостинина. На родине, понятно, ему этого не простили, обвинили в воровстве, потребовали выдать… В общем, очень похоже на историю с Березовским (если бы у царя Алексея Тишайшего был телеканал, представляю, какой фильм про Котошихина там бы смастерили!)

Интересно, что, столкнувшись с Западом, Котошихин, человек образованный (его знания высоко ценил шведский канцлер Магнус де ла Гарди) все равно испытал культурный шок. Впечатленный Европой, Котошихин начал писать заметки о русской жизни, в которых и сейчас многое вызывает нервный смех: например, то, что русские люди живут в «спесивстве и бесстыдстве». Или что «царь жалует многих в бояре не по разуму их, но по великой породе». Котошихина было бы полезно почитать борцу за традиционные семейные ценности Елене Мизулиной. Прибегая к пересказу уже цитировавшегося историка, семейная жизнь в Московии во второй половине XVII века такова: «произвол родителей над детьми, цинизм брачного сватовства и сговора, непристойность свадебного обряда… битье и насильственное пострижение нелюбимых жен, отравы жен мужьями и мужей женами».

Записки Котошихина были переведены на шведский, Густав III, вроде бы, предлагал их Екатерине II, - однако на родине почти два века они были не известны. Сгубила же Котошихина не русская политика, а шведская бытовуха: он убил в драке человека, за что сам был казнен.

Ну, а третий диссидент XVII века наиболее ценим мной, хотя он не русский даже, а хорват по имени Юрий Крижанич. Этот Крижанич был католическим патером, родившимся в Турции, учившимся в Загребе, Вене, Болонье и Риме, но мечтавшим о создании единого славянского государства. Такой истовый панславист, сбежавший из Рима в 1659 году в Москву, скрывший католичество и писавший в упоении, что он «пришел к царю моего племени, пришел к своему народу, в свое отечество», а проблемы отечества видевший в основном в «чужебесии», то есть в пристрастии ко всему иноземному. Славянское отечество, однако ж, стукнуло Крижанича по голове оглоблей, что я хорошо понимаю. Дело в том, что детство я провел в Алжире, где был каким-то неимоверным пионером, влюбленным в Советский Союз; подобно Крижаничу, я почти сбежал из Алжира в СССР, уговорив родителей оставить меня в городе Иваново с бабушкой и дедушкой, - и тут мышеловка захлопнулось. В считанные месяцы, столкнувшись с советской тюремной реальностью, строившейся на запретах, лжи и общем нелюбье, я стал юным диссидентом…

Так вот, оглобля бьет, Крижанича ссылают в Тобольск, там он торчит 15 лет и пишет славянскую грамматику, а также «Политичные думы». И хотя вначале тобольский хорват по привычке перечисляет «срамоты и обиды», терпимые славянами от иноземцев, но вскоре, сравнивая государство московское с Западом, выводит про русских убийственные строки (даю их в пересказе с крижаничева славянского суржика: «Здесь умы у народа тупы и косны, нет уменья ни в торговле, ни в земледелии, ни в домашнем хозяйстве; здесь люди… ленивы, непромышленны... Истории, старины мы не знаем».  Крижанич пишет про русское «пьянство, отсутствие бодрости, благородной гордости, чувства личного и народного достоинства», про «людодерство» власти, ставит в пример европейские технические достижения, призывает учиться у Европы. По сути, Крижанич делает набросок будущих реформ Петра, попутно проводя сравнительный анализ Руси и Европы. «Общий подсчет наблюдений, - пишет все тот же уважаемый мною историк, - вышел у Крижанича далеко не в пользу своих: он признал решительное превосходство ума, знаний, нравов, благоустройства, всего быта инородников».

В 1777-м, при царе Федоре, Крижанич покидает так разочаровавшую его вторую родину и возвращается в Европу, - где и погибает он в битве с турками вод Веной.

Вот, собственно, и весь рассказ о трех диссидентах начала династии Романовых. Для чего я бы пошел бы с ним в школу? Не только для очевидного вывода, что инакомыслящие были в России всегда, причем они всегда Россией отвергались, хотя никогда не бывали забыты – просто вспоминали их спустя годы. Есть несколько выводов менее очевидных, хотя и более практичных.

1.      Если уж критикуешь русскую жизнь, то пиши – тогда есть шанс, что лет через сто про твои идеи помянут.

2.      Став диссидентом, будь готов к перемене места жительства, и, если монастырь и Тобольск не устраивают, узнай побольше об эмигрантской жизни в Варшаве, Вене или Стокгольме.

3.      Отнесись серьезно к словам о русской необразованности – и выучи иностранный язык, а еще лучше два-три. В Варшаве, Вене или Стокгольме они пригодятся, да и в Тобольске расширят круг чтения.

4.      Капля камень точит. Хотя диссиденты (включая предпоследних, советских, чей генезис дан Улицкой в «Зеленом шатре», и последних, путинского призыва) никогда не брали власть мирным путем, это не значит, что движение страны по самодержавному кругу вечно. Что однажды началось – однажды и кончится.

Осталось добавить, что таинственный историк, поминавший мною – это великий Василий Ключевский. Грамотный студент истфака уже понял, что материал для своего рассказа я почерпнул из 52-й лекции его «Курса русской истории».

Увы: знаменитого ординарного профессора Московского университета уже век как в школу на День знаний не пригласить.

Ну, а как бы вы узнали о его лекции, если бы о ней не прочел лекцию я?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Никаких загадок и поисков панд. Просто вопрос ключа обработки карточек, особенно пейзажей, - в теплых тонах? Или в более холодных? На мой взгляд, на "теплом" проявилось куда больше деталей и цвета, он получился более уютным, чем "холодная" карточка под катом...       ...
Анализ женского труда с позиций марксизма. Может быть, кого-то заинтересует. Складывается парадоксальная ситуация: именно женщинам социализм несомненно выгоден. Именно большинство женщин трудятся за низкую плату на хозяина, но вполне способны взять власть в свои руки - тем более, что ...
Создает же творец таких сереньких женщин. Я не хочу сказать ничего обидного, но для меня лучше какое-нибудь цепляющее глаз уродство, чем ничего. Я сейчас про напарницу Алисы . Что может быть заурядней маленьких круглых глазок, маленького носика и маленьких губок на маленьком круглом лице? ...
Я часто езжу на поездах и ни разу не попадал в ситуации, когда брал верхнюю полку и мне не давали садиться на нижнюю. С другой стороны я никогда не наглел и не борзел. Более того, если купил верхнюю (добровольно) то старался там и тусоваться. Однако многие рассказывают о частенько ...
Граждане, кто-нибудь живет в своем доме в Подмосковье? Нужна помощь зала. Приятель всерьез задумался о том, чтобы сменить свою двушку на хорошее место за городом. Совсем уехать из Москвы не может, иногда приходится ездить по делам в столицу. Так ...