Школьные санкции
holy_meow — 13.08.2014Пожалеть розгу — испортить ребенка. Такой поговорке повсеместно следовали при воспитании школьников и в викторианской Англии, и в царской России. В Швеции конца XIX века порке подвергались даже родители, которые не слишком усердно воспитывали своих детей.
«Указ об изъятии от телесных наказаний учащихся средних учебных заведений» появился в России в 1864 году. Британцы, оправдывая свою любовь к традициям, запретили телесные наказания в государственных школах в 1984 году. В частных учебных заведениях Британии, как и в школах некоторых штатов США такая норма осталась по сей день.
Тем не менее современные реалии в целом такого не допускают. Приходится придумывать более мягкие, но и более изощренненые методики.
Так, один из учетелей в Бельгии обеспечивает идеальную тишину в своей аудитории благодаря тому, что грозится рассказать очередной спойлер из популярного сериала «Игра престолов». Просто учитель читал все книги Джоржа Мартина и может раскрыть тайну будущих сюжетов телеэпопеи, которые еще не успели показать или даже отснять.
А что если нарушение по-серьезней, чем шум на уроке? Например, списывание на итоговом экзамене. Разумеется, ученика выгоняют. Но достаточно ли этого? Например, в Москве решили, что нет и теперь за огрехи нерадивых учеников будут наказывать еще и сами школы.
Вот бывает мотивация «за», а бывает «против». Мотивацией «за» для столичных школ всегда были баллы в ежегодном рейтинге учебных заведений. Их награждали за успехи воспитанников по итогам ЕГЭ и предметных Олимпиадах. За топовые позиции начисляли дополнительную денежку: в прошлом году первой десятке школ было выделено по 15 миллионов рублей, следующим 25-и — по 10 миллионов, и еще полсотне — по 5.
Теперь эти же баллы (а вместе с ними и финансирование) у школ смогут отбирать. Чем больше поймано на списывании, тем больше баллов теряется. Сейчас разрабатывается формула, по которой, собственно, и будут считать цену осечки. Но уже известно, что чем выше школа в рейтинге, тем больнее по ней ударят санкции. Большая сила рождает большую ответственность, как говорил дядюшка Бен своему племяшу Питеру Паркеру.
В общем, столичные власти недвусмысленно заявляют, что образование и воспитание учеников — это ответственность школ. И удаление с ЕГЭ показывает, что нужные результаты вроде как не были достигнуты.
По-моему, школы должны быть максимально заинтересованы в успехе своего воспитанника. Если ученикам не до конца внятно объяснили последствия списывания на итоговом экзамене, то негативный результат — это в том числе вина тех, кто объяснял.
А по-вашему, должна ли школа нести ответственность за нарушения порядка проведения итоговых экзаменов? Или виновен скорее ученик? А может стоит вернуть розги?
|
</> |