Школьная лиетратура

топ 100 блогов chuka-lis — 07.10.2024 Исходя из моих воспоминаний про уроки литературы,изучаемая в школе "классика" — была устаревшей по разным параметрам, и более того- для того чтоб понимать о чем там речь, зачастую нужно быть более старшего возраста, чем тот, в котором произведение навязывалось школой
.Для большинства детей  диктуемая школой "классика" была не усвояема и не интересна (в том возрасте, когда ее "учат"). И в таком виде, школьная литература не способствовала формированию литературного "вкуса" и любви к чтению ( а скорее отбивала желание читать и думать над прочитанным, после школьного "анатомирования" "скучных" произведений). Это можно было наблюдать воочию во время учебы среди одноклассников. и выслушивать от друзей и знакомых после школы.
Для меня школьная литература проблемой не была, тк я любила читать и читала много, быстро, книги для более старшего возраста, для взрослых, но все это развивалоь "параллельно"  школьному курсу, преимущественно, не пересекаясь, благодаря семейным традициям. Сочинения, соответственно, тоже проблемой не были.
Повзрослев, я поняла, что основная цель такого  школьного обучения "литературе" была  - идеологическая.
В те годы сложно было представить что-то другое, тк уважающий себя человек "должен"  был  читать произведения "великих" и идеологически значимых авторов.
Да в общем-то и в библиотеках литературы без "идеологической составляющей" было маловато.
Только уехав за рубеж, после экспозиции к другим методам и традициям, после паузы обратившись снова к произведеним для детей и школьников "советского" и раннего постсоветского периодов, я ощутила насколько широко и глубоко они "пронизаны" соответствующей идеологией (сакрального патриотизма, особого пути и исторической значимости, войны, реваншизма, классовой борьбы, стадности, ксенофобии, шовинизма), которая в те годы казалась "естественной".
Я подозреваю, что этот идеологический вектор не особо поменялся в свовременной российской школе.
Однако, если цель обучения "литературе" не идеологическая, а "культурологическая", то здравый смысл подсказывает, что полход к обучению должен бы быть другим.
Детям имело бы смысл учить литературу по детским книгам, затем по подростковым, последовательно ознакамливая детей с лексикой, стилями, фабулой, видами, жанрами произведений, попутно с развитием их понимания прочитанного и методов его анализа, рефлексии на основе прочитанного и формировании навыков письменного изложения своих соображений по поводу. На доступном их пониманию и интересном детям материале. Если выбранные для школы детские книги- не "классика"- это не проблема вовсе. Главное что они были достаточно содержательны, и общечеловечески не аморальны (не травмировали психику и не извращали). "Не классика" вполне справится в подобными задачами, и поможет привить интерес к литературе (на данном этапе- к художественной).
И только в последних классах, для старшеклассников которые уже развили навыки и получили "базу"- логично изучать книги "для взрослых", с уклоном уже в "литературоведение", историю-культурологию и филологию, для дальнейшего разивтия и обогащения  "эрудиции" старшеклассников по теме. Но и тут "старые" авторы не должно доминировать, а быть просто частью, отражающей культуру изучаемой эпохи.
Кто захочет углубиться в творчество Достоевского,  Тургенева,  Горького, Гомера, Сковороды, Шекспира или Вольтера- (с)может сделать это самостоятельно.
Так же имеет смысл в старших классах ознакамливать подростков не только с художественной литературой, а и с другими видами (публицистика, мемуары, энциклопедии, научная, документалистика этс), и поэтому тоже "классика"  не должна бы доминировать, тк это будет в ущерб именно литературе вообще и ее культурной составляющей (если речь идет об их развитии у ученика).
Идеологическую компоненту в образовании было б неплохо сместить из литературы в историю и обществоведение\социологию.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На что люди тратят свой отпуск. Господи, как же мне читается  всю последнюю неделю! Запоем! На бумаге, взахлеб, старое, читанное, любимое. Шла сегодня через парк, застала тренировку оч мелких футболистов. Аж села на скамеечку напротив - любовалась. Тренер прикольные им упражнения ...
На видео в Житомире *Правый Сектор* будто бы громит банки. Из видео следует, что: Власть полностью контролирует ситуацию в стране, милиция работает великолепно, и вообще на Украине восторжествовали идеи гуманизма и человеколюбия. Скоро ведь Украине присоединяться к Европе, там ее давн ...
art ma-zaika Cirio de Nazare processioN В  В  Ежегоднаяюжноамериканская фиеста впервые проходила в 1793 году. Тогда утверждали, что статуя из Назарета ...
Компания SpaceX обещала к 2035 году заселить Марс. НСН обратилась к Андрею Кураеву, чтобы выяснить некоторые вопросы веры в космосе. Глава космической корпорации SpaceX Илон Маск, представляя проект колонизации Марса, заявил, что к 2035 году там будут жить около миллиона человек. НСН ...
Сегодня родился Феликс Эдмундович Дзержинский - большевик, нарком, рыцарь революции, создатель ЧК, беспощадно боровшийся с врагами Советской власти, восстанавливавший страну из разрухи и спасавший бездомных детей. Но память человеческая ...