
шкода


К предыдущему посту про Ирландию
Ездили по ней на автомобилях ŠKODA – Octavia, Rapid и Superb
Но сначала немного истории. В мире есть всего несколько автомобильных марок, чья история насчитывает больше ста лет. И одна из них - ŠKODA.

История компании началась с оскорбления. В 1894 году молодой чешский книготорговец Вацлав Клемент купил немецкий велосипед Seidel & Naumann, который быстро сломался. Клемент написал вежливое письмо дилеру. Ответная реакция его обескуражила: в записке карандашом было написано по-немецки: «Если вы хотите получить ответ, потрудитесь написать письмо на понятном нам языке». Увидев в этом ущемление своего достоинства, Клемент решил сам заняться выпуском велосипедов, а его компаньоном стал талантливый механик Вацлав Лаурин. В 1895 году они зарегистрировали фирму Laurin & Klement (L&K). Лаурин создавал технику, Клемент занимался ее реализацией. Они создали фирму, стали делать хорошие велосипеды и относиться к своим клиентам по-человечески. Например, предоставляли возможность вернуть технику и получить свои деньги назад, если потребителя что-то не устраивало. Это было смелое предложение, учитывая, что велосипед тогда обходился покупателю в три месячные зарплаты.

Вуатюрет (вуатюретка) – от франц. vaiturette – повозочка
Спрос на двухколесные машины неуклонно рос, фабрика расширялась и их велосипеды получили известность уже по всей Австро-Венгрии и даже за ее пределами. И в 1898 году компаньоны, используя небольшой моторчик в полторы лошадиных силы, построили свой первый мотоцикл. В 1905 году из ворот предприятия выехал первый автомобиль под маркой Laurin & Klement A Voiturette. На двухместной машине стоял двухцилиндровый двигатель водяного охлаждения, объемом 1 л, мощностью 7 л.с. Это был не просто опытный образец, а серийный автомобиль – за два года изготовили 44 экземпляра.

Автомобили тогда требовали множества манипуляций. Машину руками выкатывали из гаража и заводили на открытом воздухе с помощью рукоятки (есть версия, что выражение «дойти до ручки» берет начало от этого «кривого стартера»). Перед пуском требовалось вручную накачать бензин в карбюратор и масло в специальные капельники: за время стоянки смазка уходила из системы. Заведенный мотор постоянно требовалось регулировать за счет изменения момента опережения зажигания. Иначе – падение мощности и прострелы в глушителе. Сцепление схватывалось мгновенно и тронуться без рывка было крайне сложно. Передачи переключались со скрежетом: о синхронизаторах тогда представления не имели. И конечно же у тормозов не было усилителя – тормозили «тапком»
Водитель в глазах обывателей выглядел человеком, причастным к высшим техническим таинствам. Шофером (от фр. chauffeur — кочегар, истопник) мог стать не каждый. Главным качеством шофера, по мнению Луи Бодри де Сонье, автора популярной книги «Искусство пользоваться автомобилем», было хладнокровие: «Обладать хладнокровием – это значит обладать достаточной властью над своими нервами, чтобы никакое впечатление не ускоряло бы их действия, не разогревало бы кровь; чтобы сердце работало не быстрее обычного. Быть хладнокровным – это значит всегда и во всем оставаться господином над собой. Обладать хладнокровием – это не значит быть осторожно-боязливым. И тем более не значит быть смельчаком»

Уже перед первой мировой войной автомобили Laurin & Klement стали экспортировать в Германию, Великобританию, даже Японию, а также – в Россию. Коммерческому успеху автомобилей Laurin & Klement способствовали спортивные. В 1908 году Laurin & Klement FC со 100-сильным мотором объемом 5,6 л занял в гонке Санкт-Петербург – Москва первое место в своей категории и четвертое в абсолютном зачете. Это создало чешской марке в России хорошую репутацию. Дилеры Laurin & Klement работали не только в двух российских столицах, но и в Самаре, Симферополе, Ростове-на-Дону.
Необходимость наращивания капитала привела в 1925 г. к слиянию компании Laurin & Klement с крупнейшим в чехословацкой республике машиностроительным предприятием ŠKODA, расположенном в Пльзене. Кстати, у этого завода уже был и автомобильный опыт.

В 1935 году ŠKODA выпускает очень хороший автомобиль Rapid. У машины уже была полностью независимая подвеска на поперечных рессорах и гидравлические тормоза. И это в те годы, когда некоторые куда более солидные машины сохраняли механический – на тягах или тросиках – тормозной привод. Rapid развивал скорость 100 км/час, а расходовал всего 9-10 литров на 100 км. Была такая машина и у Карела Чапека
В 1936 году пражский бизнесмен Ян Прохазка захотел объехать на Rapid земной шар, как герои Жюля Верна. Он стартовал из центра Праги в направлении Москвы. Дорога вокруг света продолжалась 98 дней. Из них чистой езды за рулем вышло 44 дня

Не только забота о соотечественниках толкнула Гитлера на оккупацию Чехословакии. Ему нужна была и ее промышленность – одна из самых развитых в Европе. Заводы ŠKODA были сравнимы по мощности с военной промышленностью Великобритании. Во время войны завод выпускал гусеничные тягачи и армейские грузовики.
Кстати, до оккупации в Чехословакии было левостороннее движение и правый руль.
9 мая 1945 года завод ŠKODA в Млада-Болеславе подвергся уже бессмысленной бомбардировке и был серьезно разрушен, но уже в начале 1946 года начал выпускать новые машины.

И при коммунистах ŠKODA продолжала поставлять автомобили на экспорт – от Японии до Швеции. Появились новые модели — Tudor, Spartak, Octavia и Felicia. Однако с появлением на Западе в 1960-е годы новых технологий промышленность страны стала отставать.

Новейшая история завода ŠKODA началась в 1991 году, когда марка вошла в состав концерна Volkswagen. В результате этого очень сильно подтянулось качество автомобилей.

Когда были популярны шутки, вроде такой: «Как удвоить стоимость Шкода? Заправить полный бак!»
Но шутки быстро прекратились. В 1995 году гоночная Felicia занимает первое и второе места на ралли Монте-Карло. В 2009 году ŠKODA Superb становится лучшим представительским автомобилем года по версии журнала Top Gear, а ŠKODA Yeti - лучшим семейным автомобилем. В 2010 году ŠKODA получает титул лучшего среди гонщиков и производителей Межконтинентального ралли. ŠKODA Superb зарабатывает наивысшую оценку по безопасности Euro NCAP– пять звезд по всем четырем критериям

Сегодня ŠKODA – хороший европейский автомобиль честного немецкого качества. За всю поездку по Ирландии не было ни одной проблемы с машиной. Девиз марки — Simply Clever, то есть просто гениально — старается отражать суть марки, в каждом продукте которой есть множество несложных, но очень удобных решений, делающих жизнь владельца проще.

Для владельцев собак: при экстренном торможении собака, сидящая на сидении, может улететь вперед, что несет угрозу жизни как для собаки, так и для людей. У ŠKODA есть специальное удерживающее устройство (ремень безопасности) для собак.
В машине есть много приятных мелочей. Например, за лючком топливного бака спрятан скребок для льда. Есть система бесключевого доступа и датчик усталости водителя.

И несколько слов о логотипе.
Официальная интерпретация его символики:
Большой круг (кольцо) — универсальность производства, совершенство продукции, земной мир.
Оконечность птичьего крыла (крыло) — технический прогресс, размах программы производства и продажи продукции по всему миру.
Стрела — прогрессивные методы производства, высокая производительность.
Круг (глаз) — точность производства, широта взглядов.
Черный цвет — вековые традиции.
Зеленый цвет — производство без вреда для окружающей среды, защита окружающей среды, повторное использование использованных материалов (переработка отходов).
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |