Шизоидность русской жизни
kot_begemott — 16.03.2023Во всём мире всегда было деление на чистое (служение, повседневность) и нечистое (удовольствия, шоу). Поведение и антиповедение.
Шоу считалось чем-то не особо чистым, к нему относились без особого почтения.
Иоанн Златоуст писал, что театр — училище страстей, отождествляя актрис с блудницами.
Актёров даже хоронили за пределами церковного кладбища, как самоубийц и еретиков.
В Правилах Святых Апостолов взявший в жёны бывшую актрису, не может занять пост епископа.
Иоанн Кронштадтский, во времена которого уже существовала система Станиславского, считал, что театр — дело опаснейшее для души человека.
Церковь организовывала рейды по отлову бродячих музыкантов, шутов и циркачей.
Инструменты сжигались. В Толковании Кормчей Книги дается список профессий: «Аще есть и шпилман, рекше глумец, или плясец, или гудец, или свирельник» (шпилман - название средневековых бродячих артистов в западных странах). Всех их признавали вне церкви и были готовы принять лишь после покаяния.
Не только шоу, но и всякое светское искусство по определению имеет страстнУю, то есть порочную природу. Падший мир требует страстей.
Ведь какая цель шоу - с точки зрения ортодоксии?
Оно подсовывает зрителям нереальный, подложный мир, уводящий от главной реальности – бытия души и проблемы согласия ее с Богом. Иллюзорная жизнь значительно привлекательнее и слаще реальной. С точки зрения традиционной культуры, иллюзия почти равнозначна лжи (дьявол интерпретируется как отец лжи).
В жизни мы призваны преодолевать страсти, освобождаться от них. Страсть есть синоним греха, овладевшего душой, служение “похоти плоти, похоти очес и гордости житейской”. Страсть есть служение не-божьему в мире. Любое зрелище всегда основано на страсти и эксплуатирует страсти зрителей.
В одном из Правил Святых Апостолов сказано: «Подобает просити такожде и о сем, да воспретится представление позорищных игр в день воскресный, и в прочие светлыя дни христианския веры: тем паче, что в продолжение осми дней святыя Пасхи, народ более собирается на конеристалище, нежели в церковь. Должно пременити определенные для позорищь дни, когда они встречаются с праздничными, и никого из христиан не должно принуждати к сим зрелищам».
Один из Вселенских соборов совершенно возбранял "быть смехотворцам, и их зрелищам, такожде и зрелища звериныя творить и плясания на позорищи. Если же кто настоящее правило презрит, и предастся которому-либо из сих возбраненных увеселений: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковнаго".
Жизнь и шоу во всех культурах как бы противопоставлены друг другу. Вовсе не утверждаю, что всё перечисленное хорошо или плохо, нравственно или аморально. Я показываю, как оно есть во всех правильно-пацанских культурах.
Западная культура сумела пойти наперекор всем нормальным людям. Она ухитрилась включить в себя шоу. Перестала считать его чем то нехорошим, противостоящим Истинным Ценностям.
Шоу стало её органичной частью, неразрывно переплелась с жизнью. Не поймёшь, где жизнь, а где шоу.
Более того - на Западе всё научились представлять как шоу, даже политику.
У нас тоже пытаются пойти по этому пути. Когда Пригожин открыто и публично обвиняет Шойгу и Герасимова в саботаже - это политические игры. В СССР они тоже были, но не выносились на публику.
Именно поэтому западные фильмы затруднительно перестать смотреть - сразу втягиваешься. На кинематографе сказывается растворённая в обществе культура шоу (в нашем кино растворено нечто другое - общая для всех режиссёров интенция "снять как на Западе" - поэтому российское кино такое бездарное).
Почему шоу перестало считаться на Западе нечистым?
За счёт того, что человек однажды и навсегда стал мерой всех вещей => удовольствие стало высшим благом (Лоренцо Валла).
А шоу это одно из важнейших удовольствий. "Panem et circenses!" "Хлеба и зрелищ!"
Во всех странах человек не центр Вселенной, в центре у всех нас некие Высшие Ценности.
Бог, государство, коллектив, справедливость...
Запад гипнотизирует остальные страны именно своей свободой в отношении шоу. Мы беззащитны перед этим гипнозом.
Однако удовольствие и шоу мы тоже переняли, причём как именно высшие ценности. Мы переняли их как подросток перенимает у взрослых алкоголизм и курение: "чем я хуже?"
Это было поверхностное заимствование. Жизнь, то самое основание, вошла в конфликт с новыми ценностями. Те, кто принял западные ценности, оказались в шизоидном пространстве сектантства. Именно поэтому у них в лицах есть что-то вымороченное.
То есть всё это у нас было воспринято как бы без необходимого фундамента.
Это заимствование только увеличивает изначальный раскол.
Нация всё более раскалывается на "гедонистов"- западников и "тружеников"-"почвенников".
Именно поэтому у нас не получаются хорошие, качественные, жизненные фильмы - мы стараемся не отражать нашу жизнь, а всё время копируем Запад.
У нас высшим благом всегда было служение, жертва (самопожертвование) и труд. Поэтому в СССР были талантливые фильмы.
В советскую эпоху тоже был разлад действительности и навязанных стране коммунистических ценностей. Но он был не настолько глубок и критичен, как разлад между западничеством и почвенничеством.
|
</> |