"Шинная штурмовая машина" НАСА
vakhnenko — 28.01.2022 В 1993 году НАСА начала испытывать посадочное шасси Шаттла, дабы понять каковы его ограничения при длительной эксплуатации и в экстремальных посадочных условиях. В качестве летающего стенда использовался Convair 990 (Landing System Research Aircraft). Обратите внимание на нормальные шасси самолета, и колесо Шаттла по центру:Самолет, пилотируемый астронавтом и летчиком-испытателем Чарлзом Фуллертоном, за два года выполнил 155 полетов:
Номинальное давление в шасси Шаттла было 20.4 атмосфер в носовом шасси, и 23.1 атмосферы в главном. Естественно, с учетом контекста испытаний, техники боялись бы подходить к такой шине если датчики показывают слишком высокое давление/температуру, или когда корд уже изношен. Работающие с шинами в автосервисах поймут, остальные могут глянуть, например, вот это видео (а ведь давление в шинах грузовиков в ~2-3 раза ниже вышеуказанного). НАСА пишет, что взрыв шины Шаттла высвобождает энергию, эквивалентную двум с половиной динамитным шашкам, и может причинить серьезные травмы на расстоянии ~15 метров, и необратимые повреждения слуха на расстоянии в ~30 метров.
Итак, нужен был метод безопасно выпускать воздух из шасси, если это понадобится. Какое же решение было выбрано инженерами НАСА?
Дэвид Кэрротт, нанятый НАСА эксперт по портативной радиосвязи, предложил весьма элегантный и дешевый подход. Он купил модель Tamiya Tiger II в масштабе 1/16 с дистанционным управлением (что обошлось ему примерно в 1000 тех долларов), и модифицировал её в такую вот симпатичную вундервафельку:
Дэвид оставил примерно четверть деталей оригинальной модели, и затем дополнительно бронировал её дабы защитить ту от кусков взрывающихся покрышек. В качестве "оружия" была установлена дрель DeWalt со сверлом 3/8 дюйма (9.53 мм). Питание обеспечивалось одной аккумуляторной батареей Black and Decker VRLA на 12 В, 7 А·ч. Слева от дрели находились черно-белая видеокамера и передатчик. Два электродвигателя Black and Decker/DeWalt использовались для приведения машинки в движение, по одному на каждую гусеницу. Оператор использовал пульт управления JR X388S. Вес изделия -- 20 фунтов (~9 кг), а конечная стоимость всего лишь 3 тысячи долларов. Кэрротт назвал свое детище CV-990 Tire Assault Vehicle.
TAV использовалась в 32 из 155 испытательных полетов, и благополучно взорвала девять шин, четыре из которых были особо опасными и могли поставить под угрозу жизнь человека. Фотография ниже -- единственный известный снимок TAV в работе:
Испытания шасси были довольно успешными: например, они позволили увеличить ограничение бокового ветра для посадки Шаттла с 15 до 20 узлов. Ну а скромного труженика TAV можно увидеть и поныне, в сувенирном магазине музея на базе ВВС Эдвардс в Калифорнии.
|
</> |