Шины для зимы: все что надо знать
misha_grizli — 01.03.2015Такая познавательная поездка у меня впервые. Бибендум раскрыл мне глаза на параллельную вселенную, с которой мы сталкиваемся ежедневно и даже не замечаем.. Все что удалось узнать за два коротких дня карельской зимы, постараюсь сейчас рассказать. )
Как вы уже наверное поняли, нашим экскурсоводом была компания Michelin, с ее нестареющим символом - шинным человечком Бибендумом (костюм у него надувной и сбоку есть моторчик, что слегка роднит его с Карлсоном )))
Поводом для знакомства послужила новая шина Michelin Latitude X-Ice North 2+, разработанная для наших климатических условий.
Сразу бросается в глаза, что не смотря на правильный протектор, шипов на ней не густо...
Это следствие нового технического регламента, по которому количество нерезиновых включений на погонный метр контактной поверхности не должно превышать 50 штук (60 для России)
Для сравнения, "другая шина", на которой мы так же смогли покататься по чистому льду, содержит раза в 2 больше шипов...
Как финские читеры с помощью финской методики и финских испытателей обошли регламент, оставим за рамками этого поста. А вот вопрос эффективности избыточного гвоздевания покрышек попробуем осмыслить. Пару недель назад я был тут же в Карелии на тесте Nissan X-Trail, которые были обуты как раз в "другие шины". Субъективно - на них было скользко! Сейчас, прокатившись на другом автомобиле, по примерно тому же покрытию, при той же температуре на Latitude X-Ice North 2+, субъективно - не скользко! )))
Однако, орги неоднократно обращали наше внимание, что впечатление от шины очень напоминает фотографию - это мгновенная фиксация сочетания массы параметров, от вчерашней температуры, до проехавшей перед вами фуры... Объективно сравнить покрышки на дороге общего пользования практически нереально даже в тот же день, не говоря уже о недельном разбросе в тестировании.
Более того, и на специально подготовленной площадке с инструментальным контролем тормозного пути разброс показаний может составлять около 30% для одного комплекта шин.
Вы представляете - на одной прямой, с визуально равномерным (а не как на обычной дороге - то снег, то лед, то асфальт) ледяным покровом, на одном автомобиле, с одними покрышками, тормозной путь может варьироваться от 11 до 14,2 метров, при торможении с 25 до 5 км/ч
Тут для статистической достоверности нужно проводить не 2-4 заезда, а сотни!
Собственно, на фоне удовольствия от предложенных упражнений, несколько групп составом более 100 человек и занимались формированием эмпирической базы результатов на предложенных поршКайенах, бмвИкс5, туарегах и прочих вольвоХС60 ))
Поршаков так загоняли, что они аж употели! Или такие с завода приходят?.. ;))
Диодная оптика заметно освежает облик кайена, с ней он смотрится намного современнее, не то что со стоковыми нищебродскими линзами. А стоят эти харизматичные очи всего 90тыр - сущие копейки на фоне 5млн начальной цены. Не понимаю я покупателей - почему на дороге машины с такой оптикой практически не встречаются?..
Все испытания проходили с отключенной системой стабилизации, насколько это возможно на современных немецких автомобилях.. Это позволило немного понять разницу в драйверских акцентах. Особенно интересно было сравнить Х5 и Cayenne: дизельный баварец ровнее откликался на педаль газа и не прикусывал руль при активном рулении, хотя система стабилизации вмешивалась довольно рано и бесцеремонно; а у порша наблюдались совершенно непростительные турбопропасть и недостаточная производительность усилителя РУ, но курсовая устойчивость вмешивалась намного позже и настолько мягко, что казалось ты сам справился с критической ситуацией ))
И как вы думаете, многофинскихшипов на льду работают лучше? Тормозить в пол условия испытаний позволяли с любой скорости, но измерительный комплекс фиксировал тормозной путь с 25 до 5км/ч. Лично мои заезды показали в среднем 12,7 метра на Michelin Latitude X-Ice North 2+, против 13,0 на "другой шине". Бумажный протокол, который писался инструктором (одним и тем же, для сохранения совокупной массы) у меня на руках
Статистика со всех групп лишь немного усугубила результаты - на торможении Мишлен уверенно привез финнам почти метр
Но интереснее, как Michelin отбил сам у себя 1,5 метра с тем же рисунком протектора и количеством шипов... Такого результата удалось добиться, изменив конфигурацию и состав внутреннего слоя, который непосредственно не контактирует с опорной поверхностью, но регулирует интенсивность задействия шипов в зависимости от температуры, станавясь более упругим при ее снижении. Благодаря характерной форме, технология получила название Catamaran. Он же способствует более надежной фиксации шипов за счет большего охвата якоря шипа упругим внутренним слоем.
Как вы знаете, существует огромное количество вариаций форм шипов.
И достижения каждой новой версии раскрываются убедительным сопроводительным материалом от маркетологов, повествующим о преимуществах именно данной конфигурации. Разумеется, Мишлен тоже проводит исследования в этом направлении, но пока не находит убедительных доводов отказаться от цилиндрической формы ;))
Собственно финны эволюцией своего шипа наглядно демонстрируют, что в пределе они стремятся к исходной фигуре, которая будет достигнута через несколько итераций. Но это, несомненно, будет прорыв в исследованиях и откроет новые горизонты сцепления для автомобилистов )))))
А все дело в том, что масса гражданского шипа ограничена 2,5 граммами, в рамках которых надо обеспечить баланс динамической стабильности по всем направлениям и долговечность. Поэтому рубашка шипа, как правило, выполнена из алюминия. А твердосправный сердечник, из материала аналогичного концевику сверел по бетону, повредить который асфальт практически не может.
Я как-то раньше никогда не задумывался, но рынок шипованных шин ограничивается всего 2-3 странами северного полушария: мы, Казахстан, финка, Исландия... В Канаде и Японии только липучка. А у остальных и зимы то толком не бывает )) Тем не менее, номенклатура одной только Latitude X-Ice North 2+ более 20 типоразмеров, включая RunFlat (маркируется ZP - zero pressure). Упоминание географической широты (latitude) в наименовании говорит о том, что шина предназначена для внедорожников и кроссоверов, поэтому боковина у нее усилена двойным кордом перекрестной укладки.
Кстати, а вы знаете, что разноразмерные шины по осям бывают не только у суперкаров?
И если на Porsche Macan такую несуразицу еще хоть как-то можно понять, то на каблучке MB GLK подобное решение можно объяснить только очередным казусом с выполнением переставки на испытаниях.
И все эти нюансы производитель шин должен учитывать, чтобы каждый автовладелец нашел себе подходящий размер и не остался зимой в шлепанцах.. )))
Ну а раз покрышка предназначена для SUV, то нельзы было ограничится тестированием только в экстермальных режимах на ровной поверхности. Обычно, зимняя резина значительно повышает внедорожные способности даже пузотерок. Не удивительно, что предложенный маршрут ХС60 преодолевала уверенно, я бы даже сказал скучно. Поэтому мы были вынуждены затолкать ее в сугроб ))
Был удивлен - пропахала самостоятельно без разгона, выбрасывая фонтаны достаточно тяжелого околонулевого снега из-под колес. Поэтому пересаживаясь в LR, даже и не наделся доставить ему неприятностей. Однако, в одной колее все-таки сумел копануться по днище ))) Увы, помощь оргов на NP300 не потребовалась - проведя геологические изыскания до твердой поверхности, выехал сам. А так хотелось размотать трос или поработать совочком.. ((
Ну и самое главное, что интересует любого автомобилиста, выбирающего зимнюю резину - шипы или нешипы?!
Тут важно понимать, что липучка существует двух видов: альпийская - для мягкого европейского климата (правда по последним зимам, у кого климат мягче надо еще посмотреть... ) и нордическая - для нашего. Так или иначе, нордическая практически при любых условиях проигрывает шиповке даже на сухом и мокром асфальте ;) А вот с альпийской могут быть варианты при плюсе и на хорошо почищенной трассе, но не должно быть ни малейших сомнений в ее беспомощности на льду или укатанном снегу...
На чем ездить зимой конечно каждый решает сам. Но если уж переобуваться - то в шипы, я считаю!
|
</> |