рейтинг блогов

Шимабара.

топ 100 блогов zajcev_ushastyj14.09.2011 Если в домах живут домовые, то дух города можно, думаю, назвать "городовой". Городовой Киото играет со мной смешные шутки. Хотя наверное, смешными они кажутся только ему. Ну, поплутает глупая гайджинка в переулках и закоулках старого города. Ну, пройдет раз ...цать мимо своей цели, не замечая, что надо всего лишь разок глянуть в узкий неприметный проулочек между домами. Зато какая рожа у нее забавная: заморенная и глаза разбегаются! А раза с какого-нибудь, так уж и быть, пусть найдет. И пусть гордится, что нашла наконец. До следующего раза.

Киотосский квартал "красных фонарей" я искала несколько раз. Сначала на карте. На современных картах Шимабара не обозначена. И какое-то время я на полном серьезе считала, что от нее ничего не осталось, как от токийской Йошивары.
Потом я выяснила, что Шимабара - вполне реальное место. И находится не так уж далеко от нашего дома. Ну, каких-то там полчаса на велике.

Следующей стадией было несколько попыток найти Шимабару на машине. Прокатившись пару раз туда-сюда по автомобильным дорогам, которые, по идее, должны проходить рядом с Шимабарой и с которых мы не заметили никаких признаков этой Шимабары, муж сказал, что это развлечение ему наскучило.

В итоге я влезла на велик и решила: помру, но найду.
"Ну-ну!" - киотосский городовой весело потер лапки.

Я доехала до автобусной остановки на задах храма Ниши-Хонган-джи, которая называется "Шимабара-гучи" (Преддверие Шимабары, как бы). Запарковав велик для гарантии, что пешком-то я уж точно не промахнусь, пошла нарезать круги по окрестным улочкам.
Я наша госпиталь "Шимабара". Полицейский участок "Шимабара". И даже почтовое отделение "Шимабара" (на фото ниже). Все говорило, что это где-то здесь. Но где?!

Шимабара.

Несколько раз я прошла мимо маленького цветочного магазина на углу узкой кривой улицы. Хозяева возились снаружи, расставляя свой товар, и явно обратили внимание на шляющуюся туда-сюда гайджинку. Я уже было совсем сдалась и решила таки спросить их, где же, ёршкин кот, эта Шимабара. Но кривая узкая улочка, уходящая от магазина, вдруг неожиданно подмигнула занавесками в лавке сладостей, притаившейся за углом...
 


Шимабара.
Оно! Вот оно!!!
Это главные ворота Шимабары, Шимабара Даймон (или О'Мон). Восточные, парадные, одни из двух, которые были, и единственные сохранившиеся. Весь квартал по периметру был окружен стеной, пара кусочков которой сохранилось с обеих сторон от ворот.
Сами ворота представляют собой копию ворот замка Шимабара (расположен на территории нонешней префектуры Нагасаки), который был захвачен при подавлении восстания японских христиан войсками Токугавы Иэмитсу в 1638 году. Собственно, по самой распространенной версии, квартал "Шимабара", переехавший на это место в 1641 году, получил свое название по замку.
Видимо, это юмор такой: бравым посетителям веселого квартала предлагалось храбро брать штурмом красоток. И нет такой крепости, что не покорится.

Шимабара.

Остатки каменной купели для воды. Ручки сполоснуть.

Шимабара.

А за воротами... Ничего особенного. Обычный жилой городской квартал. Современные дома и машины. Хитросплетения проводов над головой. И только серая плитка под ногами обозначает территорию бывшего ханамачи Шимабара.

Шимабара.

Видите? Асфальт переходит в плитку на том месте, где когда-то была стена, огораживающая квартал.

Шимабара.

Первое, что нашлось на территории бывшего веселого квартала - отель с онсэном "Макото-но ю" (банька "Макото", если по-русски). Поклонники Шинсэнов, наслаждайтесь. Надеюсь, прижизненное вскрытие клиентов в меню не входит.

Шимабара.

В двух шагах от баньки - бывший чайный домик Вачигаи-я 輪違屋. Основан в 1688 году. Сейчас для обычной публики закрыт. Хотя периодически там устраиваются мероприятия с участием последних действующих таю Шимабары. И Вачигаи-я послужила декорациями для нескольких художественных фильмов из жизни Шимабары. В том числе, и одного про любовь и Шинсэнов, которые были частыми посетителями веселого квартала.  

Шимабара.

Дверь была приоткрыта, видите? Я туда нос засунула и громко попыхтела. Но никто не вышел. Судя по полному отсутствию любых внятных табличек и вывесок ("домиком" которое - не считается, там просто описана краткая история заведения), дом частный. А по наличию все положенных нашлепок над дверью (газ, электричество, телевидение и т.п.) - дом жилой. И всяких посторонних посмотреть внутренности не пускают. Впрочем, ничего особого ценного в этом заведении нет. Стандартный чайный домик веселого квартала: на первом этаже гуляют и квасят, на втором - "нумера", где можно уединиться с выбранной девушкой.  

Шимабара.

Чуть дальше по улице от Вачигаи-я нашлось крохотное кладбище, стиснутое между домами. Такие надгробия (в центре, потемнее)ставили во время Эдо периода японской истории. Возможно, кто-нибудь из обитательниц публичных домов Шимабары тоже похоронен здесь.
Я не нашла никаких подтверждений этой версии (опровержений, впрочем, тоже), но мне нравится так думать. Где-то же хоронили жителей квартала в течение последних четырех сотен лет?

Шимабара.

При кладбище - такой же крохотный буддийский храм Хокке-джи 法華寺. У него очень интересные черепицы по краю крыши, до сих пор таких не видела. Говорят, храм относится к буддийской секте Ничирэн. Но собственно к Шимабаре как лицензированному кварталу развлечений отношения не имеет: храм был построен на этом месте за восемь сотен лет до появления Шимабары. У него свои задачи.

Шимабара.

Старый дом. По архитектуре кажется, что раньше там было какое-то заведение типа едальни. Но сейчас, похоже, просто жилой дом.

Шимабара.

А это угол самого большого и самого знаменитого сооружения в Шимабаре: агэ-я Суми-я.
Агэ-я 揚屋 - это тип заведения. Это не чайный домик, не ресторан и не публичный дом. Это что-то вроде закрытого элитного клуба, куда пускают только своих и только по рекомендации. Где собираются, чтобы обсудить важные дела или поговорить об изящном. Куда приглашают красивых и образованных женщин, чтобы они украсили беседу своим блеском.
А Суми-я 角屋 - это название данной агэ-я.

Шимабара.

Парадный, гостевой вход в Суми-я. Для обычных посетителей он закрыт. Туристы могут войти через задний вход, который ведет на кухню и в "офис".

Шимабара.

Улица, вдоль которой протянулась Суми-я. Шириной аккурат в одну машину.

Шимабара.

Я дошла до другого конца Шимабары.

Шимабара.

Здесь когда-то были вторые, западные, ворота в стене вокруг квартала, поменьше. Не сохранились. Только черная гранитная табличка напоминает, что это тут.

Шимабара.

Храм Шимабара Сумийоши-джинджя. Один из многочисленных храмов Сумийоши под началом осакского Сумийоши-тайшя.
Храм совсем крохотный, но ухоженный и видно, что посещаемый.

Шимабара.

По бордюру, окружающему деревце на территории храма, кто-то разложил то ли игрушки, то ли какие памятные знаки. Зачем - совершенно непонятно, а спросить было не у кого.

Шимабара.

Все, как в больших храмах, только мельче.

Шимабара.

Храм окружен невысокой гранитной оградкой. Каждая столбик - пожертвование от кого-то, чье имя выбито на камне.

Шимабара.

Обойдя все окрестные огороды, которых оказалось меньше, чем я думала, вернулась к Суми-я. Надо же внутри посмотреть? Уникальное сооружение, между прочим, таких больше не осталось. 
Агэ-я представляли собой комбинацию строгого и просторного самурайского жилища и богато украшенного купеческого дома, совмещенного с офисом. 

Шимабара.

Внутренний двор. Вид на парадный вход изнутри. Сам вход - за занавесочкой с гербом Суми-я. За моей спиной - дверь на кухню и в прочие подсобные помещения, которые занимают почти треть всей территории. А налево - проход в гостевые залы.

Шимабара.

Каменная купель при входе, ручки с дороги помыть. Тоже с гербом заведения.

Шимабара.

Кухонное помещение. Сама кухня, где готовят - слева. По центру - вход в рабочую, деловую зону. Здесь занимались разборками с поставщиками и вели прочие дела, поддерживающие жизнь заведения.

Шимабара.

Над входом - "кармашек", куда вставляют таблички с именами дам, которые сегодня развлекают гостей. Таю и гейши. Шимабара имела своих гейко и майко, которые услаждали гостей пением и танцами.  

Шимабара.

При входе притулился "лимузин". Не смотрите, что сильно поюзанный. В таких абы кто не ездил.

Шимабара.

Вход на кухню и лавочка для посетителей. Красивая резьба представляет опять-таки гербы Суми-я.

Шимабара.

Печь для готовки. Судя по размерам, тут могли накормить целую армию.

Шимабара.

Посудно-помывочная часть. Со старых времен остался колодец, а водопровод провели уже в 20м веке.

Шимабара.

"Потолок" в кухне и "труба". Труб в прямом смысле в местных домах не было. Дым свободно поднимался от печи и растекался по всему доступному пространству. Потому в городских домах кухни были сильно отдельно от жилых помещений.

Шимабара.

Что это за ящичек - не знаю. Чисто по логике, я б его пользовала для ключей, благо рядом с выходом. Но что там на самом деле  - кто ж его знает.

Шимабара.

Вид из кухни на внутреннюю часть "деловой" зоны. Лестница ведет на второй этаж, там жилые комнаты для хозяев и прислуги.

Шимабара.
Маленький синтоистский алтарь на стене около лестницы.

Шимабара.

Конторка для рассчетов с поставщиками и ведения всяких бухгалтерских дел. Козырное место хозяина заведения.

Шимабара.

Прямо над конторкой на стене - арсенал на случай, если переговоры зашли не туда. Или для выпроваживания незваных гостей.

Шимабара.

Из деловой зоны хорошо просматривается вход в гостевую. Вот эта фигня около входа - вешалка для катан. Пришедшие гости складывали свои железки сюда. Может, даже номерки получали
А левее за закрытыми дверями - лестница на второй этаж, там тоже комнаты для гостей, но поменьше размером. К сожалению, я туда не попала. Туда ходят только по расписанию и под присмотром экскурсовода. Фотографировать там нельзя: часть убранства комнат была сделана известными художниками и мастерами и представляет собой Национальное достояние Японии. Такой дворец по-японски.   

Шимабара.

Одна из гостевых комнат первого этажа. Здесь гости ужинали в приятной расслабляющей обстановке. Беседовали о жизни и делах. Или о поэзии.

Суми-я была основана в том же году, что и сама Шимабара - в 1641. Семья Накагава владела этим заведением 13 поколений вплоть до передачи здания под охрану государства в 1952 году.
Интерьеры заведения украшали известнейшие художники времен Эдо: Ёса Бусон, Маруяма Окё, Киши Ганку, Ямада Газан и Эмура Шумпо.

Шимабара.

Та же комната из другого угла с видом на маленький внутренний садик. 
 
В 18м веке Суми-я была местом регулярных сборищ клуба поэтов хайку, так называемого "Шимабара Хайдан". 6й и 7й владельцы Суми-я дружили с Бусоном и Тайги (поэт хайку). В архивах заведения хранятся поэмы, написанные приятелями во время этих творческих ужинов.

Шимабара.

Внутренний садик, один из. Дело было в середине марта, потому все такое голое и синее.
Сама я там, кстати, довольно быстро посинела тоже. Как хорошо видно, все нараспашку. И температура в заведении равна температуре окружающей среды. Градусов десять. А по татами ходят только в носках.

Шимабара.

Проход в глубину дома, в направлении самой роскошной и самой большой из гостевых комнат.

Шимабара.

Вот она. На противоположной стороне - расписанные фусума авторства Киши Рэнзана.

Шимабара.

Комната открывается на большой внутренний сад.

Шимабара.

На переднем плане - фуджи (вистерия). В саду по разным углам прячутся три отдельных домика для чайных церемоний. Один из них хорошо виден справа.

Шимабара.

Ранма (рамма) - резные деревянные панели под потолком.

Шимабара.

Токонома, парадный угол. Где вешают свитки, соответствующие сезону и/или ситуации и ставят всякие красивости, начиная от сезонных же цветов и заканчивая мелкими скульптурами авторства известных художников.

Шимабара.

Тонкая и роскошная отделка всех деталей.

Шимабара.

Продолжение той же стены.

Шимабара.

"Тэнбукуро" - подпотолочные шкафчики. Заметьте, как оформлены "ручки".

Шимабара.

Роспись "Фениксы и павловния". Киши Рэнзан, конец 18го века. 

Шимабара.

Уголок сада. Видны прочие постройки Суми-я.

Шимабара.

Экскурсовод рассказывает эпизод из истории времен Бакуматсу.
В июне 1863 года тогдашний формальный глава отряда Шинсэнгуми Сэризава Камо напился в дупель и устроил дебош в одной из комнат на втором этаже. Пьяный солдафон отказался платить по счету и, придравшись к какой-то мелочи, начал крушить мечом мебель в комнате. Токонома пострадавшей комнаты до сих пор имеет зарубки от меча.
А в сентябре того же года вот на этом самом месте, где стоит экскурсовод, сидел Серизава Камо со своими дружками, а Кондо Исами и Хиджиката Тошизо, устроившие вечеринку для своего уже приговоренного бывшего командира, старательно его спаивали. Последний вечер для Серизавы.

Примерно в этот же период времени Сакамото Рёма и Сайго Такамори развлекали в Суми-я богатых купцов, пытаясь уговорить их раскошелиться на восстановление монархии. 
  
Суми-я всегда славилась нейтральностью политических пристрастий. Тут можно было встретить кого угодно.   

Шимабара.

Занятные прижималки для ширм.

Шимабара.

Голова феникса на расписанной фусума.

Шимабара.

И ручки фусума в форме листиков павловнии.

Шимабара.

Из этой комнаты по маленькому мостику можно перейти в другую часть дома, более приватную, если дело особо секретное или если гость таки добился уединения с таю.

Шимабара.

Дорожка к чайному домику. Чтобы в тишине и покое насладиться чайной церемонией с гейшами или таю.

Шимабара.

Вид на второй этаж из маленького внутреннего садика. Ничего интересного, глухая стена.

Шимабара.

Фонарь в том же садике.

Шимабара.

Шимабара Даймон изнутри. Я наконец нагулялась и ползу домой. 
Спасибо доброму городовому Киото за возможность посетить наконец это место.  



Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Канал Россия-1. Вести. В стране обсуждается новая инициатива. Планируется запретить продажу спиртного в выходные дни. Включать или не включать эту программу, сейчас решают в Минздраве. Там пришли к выводу, что принятых на сегодняшний день мер в борьбе за здоровый образ жизни ...
...
У mpopenker нашел диво дивное. Как-то я уже подобное показывал, но сим аппаратом продолжаю любоваться. Андрей Николаевич Туполев известен фразой "красивый самолет и летает хорошо", но при этом у него самого были иногда "чудеса". Одним из них являлся бомбардировщик Ту-22, ...
Международная федерация бобслея и скелетона (IBSF) перенесла Чемпионат мира 2017 г. по бобслею и скелетону из Сочи, сообщается на сайте организации. Новое место проведения турнира будет определено позднее. ...
Олег Кашин написал статью, в которой, в частности, удивляется: "Глупые и, кажется, непоправимые провалы случаются только с молодежной частью кремлевских ведомств. Почему в обидные скандалы попадает кремлевская молодежь и только молодежь? "Это ...