Шестой пост о суфизме. Искусство достигать экстаза
vl_sokolov — 24.12.2021Одной из самых ярких и самых спорных деталей в жизни дервишских орденов были мистерии или радения, выделявшие их среди других суфийских братств.
Сами дервиши считали такие упражнения просто зикром, то есть ежедневным дополнением к обязательным молитвам. В Коране сказано: поминай Бога частым поминанием и прославляй Его утром и вечером. Следуя этому правилу, суфии ежедневно повторяли определенное число молитв, перебирая в руках четки.
По сути дела, они творили «непрестанную» молитву, хорошо знакомую христианам-исихастам, – непрерывное поминание имени Бога, сливающееся с ритмом дыхания. Считалось, что при этом божественная энергия пронизывает произносящего молитву, преобразуя его. Такой безмолвный или «тихий» зикр называли столпом мистицизма.
Один из тихих зикров описан в суфийской книге. Надо скрестить ноги так, чтобы большой палец правой ноги касался вены в ямке левого коленного сустава. Сначала идет разминка – чтение молитв, пока «не раскроется сердце и не вознесутся небесные огни». Потом переходят к самому зикру: поворачивают голову к правому плечу и произносят ха, затем к левому и произносят ху, потом склоняют голову и произносят хайи. Все это непрерывно повторяется множество раз.
В разных школах и общинах зикр имел много форм и вариаций. Он мог быть общим или личным, тихим или громким, с особым дыханием, с музыкой, речитативами или танцами. Зикр не обязательно был музыкальным и словесным: некоторые приравнивали к зикру сорокадневное затворничество в келье (чилла, арбаин), другие – монотонное повторение одних и тех же фраз (хатм). У шиитов суфийские радения заменяли траурные шествия – самобичевание и плач по мученику Хусейну.
К зикру относили и самá – по-арабски это буквально значит «слышание». Это был уже не тихий, а громкий зикр, где большое значение играл слух: ритмические хлопки, возгласы и звуки. Ритуал сама устраивался во время хадра, или «присутствия», – общих собраний дервишей, проходивших после вечерней молитвы два-три раза в неделю.
Подробных описаний сама не сохранилось. Очевидцы говорили, что на них читались стихи или имена Бога, цитаты из Корана, мольбы о заступничестве, восхваления Аллаха и Пророка. Для словесных излияний использовали «скрежещущую пилу» – особый способ чтения стихов во время радений, где поочередно использовали громкое гортанное ха и тихое шипящее хи. Иногда эти звуки переходили в лай или рычание. Участники действа били в барабаны и бубны, темп чтения и музыки ускорялся, дервиши раскачивались, кружились, прыгали, рвали на себе одежды. Во время сама Божественное излияние было так сильно, что некоторые ученики кричали, теряли сознание, даже умирали. Особенно сильно это действовало на новообращенных.
Традиционный ислам относился к сама скорей неодобрительно. Суннитская умма была против танцев и музыки. Халиф Омар хлестал кнутом тех, кто имел обыкновение слушать музыку, а Али назвал одну из певиц подругой дьявола. Пение и танцы суфиев многие сунниты порицали, считая их делом Иблиса. Некоторые говорили, что видели, как на сама вместе с учениками танцевали нагие демоны, обдавая их своим жарким дыханием.
Суфийские шейхи тоже были против танцев, но утверждали, что экстатические движения дервишей – вовсе не танец, хотя с виду они и похожи. Это внешнее сходство обманывает непосвященных: многие думают, что суфизм и есть танцы. Одни пытаются неумело им подражать, другие предают анафеме.
На самом деле, во время пения и плясок дервиши утоляют свой ваджд – страстное томление по Богу. Обычные танцы – пустая забава, а движения дервишей – путь к экстазу, то есть слиянию с Богом. Считалось, что при танцах дервиша его ноги могут погружаться в камень, словно в воск. После радений многие не ели несколько дней – их насыщал дух.
В доказательство своей правоты дервиши ссылались на священное предание и мнения авторитетов. В хадисе от Аише, например, говорилось, что пророк Мухаммед покачивался, поминая Аллаха. Джафар ибн Абу Талиб заплясал от радости, когда Посланник Аллаха сказал ему: «Ты своим обликом и своим характером похож на меня», – и Пророк не осудил этот поступок.
Считалось, что первым суфийские пляски ввел поэт Джелал ад-Дин Руми: однажды, услышав в мечети фатиху, он начал кружиться, раскинув руки, – от этого будто бы и пошли танцы дервишей.
Во многих братствах радения проходили открыто, и на них присутствовали зрители, другие устраивали закрытые хадра в ханаках или мечетях. Но, в любом случае, для проведения сама существовали строгие правила. Суфии говорили, что практиковать «слушание» нельзя нарочно – оно должно случаться само собой и происходить нечасто, чтобы не войти в привычку и не стать формальностью.
Во время мистерий нужно уметь отличать собственное возбуждение от божественного экстаза, нельзя торопиться или имитировать сама, но когда экстаз возьмет свою власть, нельзя ему противиться. А когда накал сама спадает, не следует его удерживать или стараться подстегнуть: все должно быть правдиво и естественно.
В процессе действа нельзя мешать соседям, хвалить или порицать певца. За всем должен следить наставник, устраняющий неподготовленных людей и устанавливающий нужную атмосферу. Начинающим на сама лучше вообще не присутствовать – это может испортить их нрав.
Впадая в транс, многие дервиши разрывали на себе одежды. Если один или несколько братья делали это в состоянии восторга, другие братья тоже разрывали одежды из солидарности. Лоскутья разорвавшего одежды раздавали всем участникам собрания, чтобы те могли вшить их в свои платья и получить частицу посетившей его благодати. Отсюда, по мнению некоторых, и появлялись многократно перелатанные плащи дервишей – хирки.
Для возвышения духа дервиши порой использовали вспомогательные средства. В ранних общинах достигали экстаза, созерцая красоту красивых мальчиков или цветы. В некоторых суфийских братствах было обыкновение вступать в связь с юношами – для этого находили какие-то религиозные основания. По этой причине многие питали к суфиям отвращение.
Суфии на своих радениях могли употреблять гашиш, позже – кофе. Считается, что именно благодаря суфиям кофе широко распространился в исламских странах.