Шестое июля
nicolaitroitsky — 14.06.2023Режиссер Юлий Карасик. Крепкая кинематографическая работа. Интересная смесь правды и лжи. С ложью всё понятно: напрочь отсутствуют Троцкий, Бухарин, Каменев, Зиновьев, да и Сталин заодно. Будто не было их. Но таковы были условия 1968 года, сценарист-ленинист Шатров не мог их изменить (когда же смог, добился "реабилитации" этих товарищей, то стремительно устарел). Что касается правды, то если отрешиться от навязанных с детства штампов, что мы видим? Яростные разборки внутри хунты, контролирующей лишь Москву и Петроград, не утвердившей свою власть в стране. Что не мешает двум группировкам бороться за власть, сопровождая свою борьбу демагогией: Ленин твердит о "счастье людей", обзывает левых эсеров "взбесившимися буржуа", что звучит смешно, ибо сам Лукич куда больше похож на буржуа, чем идейные леваки-террористы, которые ничем не лучше большевиков. Но и не хуже.
Тут, впрочем, режиссер и автор пьесы осторожничают. Не позволили Алле Демидовой создать образ Спиридоновой - достойной соперницы Ленина, а она была на это способна, и поначалу так и получается, но потом ее тихонько увели на второй план. Строго говоря, схлестнулись две банды, про которые можно сказать "обе хуже", классическое "жаба гадюку", но Ленин был хитрее, циничнее, и он умело играл на инстинктах людей, уставших от войны. Эсеры же со своей демагогией на тему "преданной революции" находили меньший отклик в народных массах, да еще большевики украли у них главный лозунг "Земля - крестьянам". Но если брать масштабы не всей России, а Москвы, то 6 июля 1918 у левых эсеров был реальный шанс захватить власть, и это тоже показано в фильме.
Не сравнить с барабанным тупым оптимизмом какого-нибудь "Ленина в октябре", да Юрий Каюров тонко очеловечивает фигуру вождя, это опытный политикан, мастер манипуляций, вполне реальный, гибкий, без котурнов и пафоса (точнее, умеющий подбавить демагогический пафос в случае необходимости).
Еще в картине снялось много хороших актеров, но они мелькают, как в калейдоскопе, выделить некого, даже Ланового - Дзержинского. Получился слаженный ансамбль, снято всё сухо, четко, по-деловому, без соплей и р-р-революционной "развесистой клюквы".
И кто бы вы думали написал музыку для этого советского, слишком советского фильма? Альфред Шнитке. Он тоже поработал хорошо, не схалтурил.
Еще
Мое кино
|
</> |