Шэньчжэнь: опыт реформ
igor-tiger — 06.01.2011Шэньчжэнь - окно в мир
Шэньчжэнь в переводе "глубокий дренаж", до начала реформ здесь была небольшая деревушка, где выращивали рис и промышляли рыболовством.
Древнее название Пэнчэн - орлиный город.
Шэньчжэнь - город восхищений
Побывав в Шэньчжэне, мы испытаем, прежде всего, восхищение от увиденного.
Восхищение от масштабов этого бескрайне разросшегося мегаполиса, границы которого не видны даже с высоты 160-метрового Международного коммерческого центра, расположенного в самом центре «шэньчжэньского чуда» «Шэкоу».
При чём, спустившись вниз, мы увидим, что вид сверху совсем не учитывает
многоэтажности Шэньчжэня. Блуждая шэньчжэньскими лабиринтами, во всём этом
многообразии извилистых три-, пяти- и т.д. многоуровневых развязок нам будет
трудно не заблудиться. И мы ещё сильнее будем восхищаться быстро снующими
вокруг китайцами, которым удаётся во всей этой кишащей кутерьме находить
правильную дорогу.
Ещё более мы восхитимся, когда узнаем, что каких-то четверть века назад на этом
месте была небольшая рыбацкая деревушка. И тогда мы поймём: Китай настолько
быстро развивается, что замыленные западные штампы и стереотипы быстро
устаревают.
Гуляя по Шэньчжэню, мы будем восхищаться всем окружающим. И современной инфраструктурой, и высоким уровнем сервиса, комфорта и уюта вокруг, разнообразием архитектуры и стилей, гармоничным сочетанием разных контрастов городской жизни. Под конец, насытившись прогулками, нам будет казаться, что круче Шэньчжэня ничего не бывает, а все мегаполисы похожи друг на друга.
Правда, в том же Китае и Китайском мире вообще есть другие не менее шикарные города.
Например, Шанхай, уверенно идущий на пути к лидерству в Азиатско-Тихоокеанском
регионе.
Ещё круче по уровню урбанизации – Гонконг, связанный единой скоростной транспортной артерией с «материковыми» Гуанчжоу и Шэньчжэнем.
Не менее красив Тайбэй, на протяжении десятилетий успешно демонстрирующий
альтернативный путь китайской модернизации.
Можно также восхищаться Бейцзином и Тяньцзином – два мегаполиса, связанных скоростной магистралью в одно целое.
Ну а что касается Шэньчжэня – его специфика в том, что он стал «окном в мир» для китайцев. В Шэньчжэне китайцы
начинают адаптироваться перед тем, как выехать заграницу.
В конечном итоге, мы задумаемся: как же у них, китайцев, так получается быстро
модернизировать страну? В чём секрет китайского экономического чуда?
Китайское чудо начиналось именно здесь, в Шэньчжэне. Именно отсюда Дэн Сяопин дал старт экономической модернизации.
Кстати, и нынешняя политическая модернизация, админреформа также берёт начало в Шэньчжэне.
Отсюда и мы начнём своё изложение об опыте китайских реформ.
Вехи шэньчжэньского чуда
8 июля 1979г. Начало строительства промзоны «Шэкоу».
Под это был выдан кредит в размере 1,5 млрд. юаней. Кстати, кредит был выдан гонконгскими бизнесменами.
Строительство продолжалось 2 года, после открытия зоны сюда пришли первые 100 инвесторов.
Лозунгом шэньчжэньского чуда стал: «Время – деньги, а оперативность – жизнь».
1982 год. После запуска «Шэкоу» Шэньчжэнь был разделён на 2 части: с одной стороны, Открытая Экономическая Зона (ОЭЗ) и округ Шэньчжэнь (остальная территория города).
ОЭЗ, в свою очередь, была разделена на 4 админрайона: Лоху, Футянь, Наньшань и
Яньтянь.
Шэньчжэнь в процессе реформ очень многое перенял у соседнего Гонконга. Особенно, в сфере реформирования фондового рынка, валютной системы, а также земельной реформы.
30 апреля 1984г. Построен Международный коммерческий центр, ставший центром «Шэкоу» и символом шэньчжэньского чуда.
Его строительство шло небывалыми на тот момент темпами: 1 этаж за 3 дня.
Высота центра составляет 160м.
К слову, сейчас в мегаполисе строится Международный финансовый центр «Пинань», комплекс, который будет включать самую высокую башню Китая - 648м. (115 этажей).
1 декабря 1987г. В Шэньчжэне состоялся первый земельный аукцион.
С 1988г. Шэньчжэнь стал административной единицей с провинциальным уровнем экономических полномочий.
1989г. В Шэньчжэне начала функционировать фондовая биржа, первая на территории КНР.
Таким образом, за 10 лет бурного строительства Шэньчжэнь оброс признаками «капиталистической» жизни. И в результате наблюдая за динамикой городского роста, в обществе возникла дискуссия: по какому пути идёт Китай – по социалистическому или рыночному (капиталистическому)?
В 1992 году Дэн Сяопин развеял эту «интригу».
«Рыночная экономика тоже может служить социализму. Не стоит сковывать себя
идеологическими и абстрактными спорами о том, что эта зона – социалистическая,
а не капиталистическая. В процессе реформ надо действовать смелее и не бояться экспериментировать», - наставлял Дэн Сяопин.
Итак, всего за четверть века Шэньчжэнь вырос в современный комфортный мегаполис.
Общая площадь территории – 2060 кв.км.
Численность населения – 8,61 млн. чел. (2007)
В 1979г. ВВП Шэньчжэня был менее 200 млн. юаней.
В 2009г. этот показатель превысил 820 млрд. юаней, а в пересчёте на душу
населения составил $13,6 тыс. Т.е. рост в 4100 раз за 29 лет!
Среднегодовой темп роста экономики мегаполиса составлял +25,8%.
Шэньчжэнь является безоговорочным лидером Китая по удельному весу высокотехнологичной продукции в общем объёме производства города. В экспорте она составляет 52,5%, что соответствует $85 млрд. (2009)
В Шэньчжэне располагаются штаб-квартиры известных китайских брэндов Huawei,
ZTE, TP-Link, BYD, «Тэнсюнь», Shenzhen Joye Technology и т.д.
Всего в мегаполисе представлены 181 крупных компаний мира.
Шэньчжэньская перестройка
С 2004г. темпы роста экономики Шэньчжэня существенно замедлились. А глобальный
кризис и последующее падение развитых рынков внесли свои коррективы в дальнейшее развитие мегаполиса, ориентированного до этого экспорт и развивавшегося с опорой на иностранных инвесторов.
Необходимо было искать новые пути развития, выстраивать новую стратегию роста.
К тому же, остро стоял вопрос об улучшении состояния экологической среды - важная оборотная сторона бурного экономического роста.
Шэньчжэнь нуждается в инновационных технологиях, основывающихся на энергосбережении и минимизации вредных выбросов в окружающую среду.
Как следствие, в результате проводимой сейчас реструктуризации «под нож» пошли,
прежде всего, отсталые и устаревшие, сильно дымящие производства.
Есть ещё несколько нюансов, подвинувших Шэньчжэнь к реформам.
Во-первых, кризис на Западе и продолжающийся рост в Китае не мог не привести к тому, что китайские рабочие потребуют роста зарплат.
В то время, как их иностранные работодатели, пребывающие в кризисе, существенно
такой рост позволить себе не смогут. Тем более, что изначально главной привлекательностью в Китае иностранцы видели дешёвую рабочую силу. Соответственно, теперь, когда рост зарплат начался – эта привлекательность стала исчезать.
В середине 2010 года данная тенденция проявилась на фабриках японской Foxconn,
где прошла серия суицидов и забастовок. В конечном итоге, японцы под нажимом
рабочих были вынуждены повысить зарплаты. Но не надолго: в последствии Foxconn
свернула cвои производства. А вместе с ней с китайского рынка стали уходить другие инвесторы.
Подчеркну: с китайского рынка начали уходить те инвесторы, которые привыкли зарабатывать на недоплате рабочим в расчёте на лёгкую прибыль. Но тем инвесторам, кто может предложить технологические преимущества – китайцы сами сохранили открытые двери.
Во-вторых, бурное развитие других районов Гуандуна разбавила конкурентные преимущества Шэньчжэня. И теперь нужно было что-то делать с самой зоной.
В итоге, 1 июля 2010г. было принято решение о распространении действия режима ОЭЗ на весь мегаполис.
Следует отметить, что реформирование Шэньчжэня готовилось ещё в 2004\2005г.г.
Ещё тогда, заметив тенденцию спада, китайцы начали выстраивать новую стратегию.
6 мая 2009 года Госсовет КНР утвердил «Общий план комплексного реформирования Шэньчжэня».
Реформа Шэньчжэня, которая сейчас идёт полным ходом, включает 6 направлений:
1.реформа административной системы;
2. реформа экономической структуры (прежде ориентированной на экспорт и основывающейся на энергоёмких и экологически «грязных» производствах);
3. реформа социального обеспечения;
4. реформа системы инноваций;
5. усовершенствование межрегионального сотрудничества с Гонконгом;
6. экологизация экономики, распространение green-techno.
Основной акцент сделан на админреформе, где самый главный пункт – разграничение полномочий между Центром и местной властью (кстати, в этом шэньчжэньский опыт может пригодиться Украине, где уже 10 лет так и не найден оптимальный баланс между Центром и местным самоуправлением).
Базовый принцип шэньчжэньской админреформы - «маленькое правительство – большое общество».
Что в этом направлении уже удалось сделать?
а) число отделов муниципалитета Шэньчжэня сокращено с 46 до 31;
б) сокращены 394 руководящие должности в отделах, из круга администраторов
выведены 492 должностных лиц;
в) число направлений контроля муниципалитета сокращено с 600 до 200;
г) из-под контроля муниципалитета выведено 90 работ;
д) некоторые направления делегированы общественным организациям. (ноу-хау
Шэньчжэня);
е) в целях усовершенствования админнадзора были созданы 18 управлений по надзору в разных секторах, а также созданы 6 канцелярий, помогающих мэру на различных
участках работы.
Итак, Шэньчжэньский опыт реформ демонстрирует как путём плавной трансформации, без социальных потрясений и шоковых терапий, не разваливая всё до основания (а потом!) – не просто построить на ровном месте комфортный мегаполис, но и явить миру экономическое чудо и дать старт модернизации всей Страны.
Продолжение следует….