Шэньчжэнь: опыт реформ

топ 100 блогов igor-tiger06.01.2011 Шэньчжэнь: опыт реформ
Шэньчжэнь - окно в мир

Шэньчжэнь в переводе "глубокий дренаж", до начала реформ здесь была небольшая деревушка, где выращивали рис и промышляли рыболовством. 
Древнее название Пэнчэн - орлиный город. 


Шэньчжэнь - город восхищений
Побывав  в Шэньчжэне, мы испытаем, прежде всего, восхищение от увиденного.
Восхищение  от масштабов этого бескрайне разросшегося мегаполиса, границы которого не видны  даже с высоты 160-метрового Международного коммерческого центра, расположенного  в самом центре «шэньчжэньского чуда» «Шэкоу».
При  чём, спустившись вниз, мы увидим, что вид сверху совсем не учитывает
многоэтажности Шэньчжэня. Блуждая шэньчжэньскими лабиринтами, во всём этом
многообразии извилистых три-, пяти- и т.д. многоуровневых развязок нам будет
трудно не заблудиться. И мы ещё сильнее будем восхищаться быстро снующими
вокруг китайцами, которым удаётся во всей этой кишащей кутерьме находить
правильную дорогу.
Ещё  более мы восхитимся, когда узнаем, что каких-то четверть века назад на этом
месте была небольшая рыбацкая деревушка. И тогда мы поймём: Китай настолько
быстро развивается, что замыленные западные штампы и стереотипы быстро
устаревают.
Гуляя  по Шэньчжэню, мы будем восхищаться всем окружающим. И современной инфраструктурой, и  высоким уровнем сервиса, комфорта и уюта вокруг, разнообразием архитектуры и  стилей, гармоничным сочетанием разных контрастов городской жизни. Под  конец, насытившись прогулками, нам будет казаться, что круче Шэньчжэня ничего  не бывает, а все мегаполисы похожи друг на друга.
Правда,  в том же Китае и Китайском мире вообще есть другие не менее шикарные города.
Например, Шанхай, уверенно идущий на пути к лидерству в Азиатско-Тихоокеанском
регионе.
Ещё круче по уровню урбанизации – Гонконг, связанный единой скоростной транспортной  артерией с «материковыми» Гуанчжоу и Шэньчжэнем.
Не  менее красив Тайбэй, на протяжении десятилетий успешно демонстрирующий
альтернативный путь китайской модернизации.
Можно  также восхищаться Бейцзином и Тяньцзином – два мегаполиса, связанных скоростной  магистралью в одно целое.
Ну  а что касается Шэньчжэня – его специфика в том, что он стал «окном  в мир» для китайцев. В Шэньчжэне китайцы
начинают адаптироваться перед тем, как выехать заграницу.
В  конечном итоге, мы задумаемся: как же у них, китайцев, так получается быстро
модернизировать страну? В чём секрет китайского экономического чуда?
Китайское  чудо начиналось именно здесь, в Шэньчжэне. Именно отсюда Дэн Сяопин дал старт   экономической модернизации.
Кстати,  и нынешняя политическая модернизация, админреформа также берёт начало в Шэньчжэне.
Отсюда  и мы начнём своё изложение об опыте китайских реформ.

Вехи шэньчжэньского чуда

8 июля 1979г.
Начало строительства  промзоны «Шэкоу».
Под  это был выдан кредит в размере 1,5 млрд. юаней. Кстати,  кредит был выдан гонконгскими бизнесменами.
Строительство  продолжалось 2 года, после открытия зоны сюда пришли первые 100 инвесторов.
Лозунгом  шэньчжэньского чуда стал: «Время – деньги, а оперативность – жизнь».

1982 год. После запуска  «Шэкоу» Шэньчжэнь был разделён на 2 части: с одной стороны, Открытая  Экономическая Зона (ОЭЗ) и округ Шэньчжэнь (остальная территория города).
ОЭЗ,  в свою очередь, была разделена на 4 админрайона: Лоху, Футянь, Наньшань и
Яньтянь.
Шэньчжэнь  в процессе реформ очень многое перенял у соседнего Гонконга. Особенно, в сфере реформирования  фондового рынка, валютной системы, а также земельной реформы.

30 апреля 1984г. Построен  Международный коммерческий центр, ставший центром «Шэкоу» и символом  шэньчжэньского чуда. 
Его  строительство шло небывалыми на тот момент темпами: 1 этаж за 3 дня.
Высота  центра составляет 160м.
К  слову, сейчас в мегаполисе строится Международный финансовый центр «Пинань», комплекс,  который будет включать самую высокую башню Китая - 648м. (115 этажей).

1 декабря 1987г.
В Шэньчжэне  состоялся первый земельный аукцион.

С 1988г. Шэньчжэнь стал  административной единицей с провинциальным уровнем экономических полномочий.

1989г.
В Шэньчжэне начала  функционировать фондовая биржа, первая на территории КНР.

Таким  образом, за 10 лет бурного строительства Шэньчжэнь оброс признаками «капиталистической» жизни. И  в результате наблюдая за динамикой городского роста, в обществе возникла  дискуссия: по какому пути идёт Китай – по социалистическому или рыночному  (капиталистическому)?
В  1992 году Дэн Сяопин развеял эту «интригу».
«Рыночная  экономика тоже может служить социализму. Не стоит сковывать себя
идеологическими и абстрактными спорами о том, что эта зона – социалистическая,
а не капиталистическая.
В  процессе реформ надо действовать смелее и не бояться экспериментировать», -  наставлял Дэн Сяопин.

Итак, всего  за четверть века Шэньчжэнь вырос в современный комфортный мегаполис.
Общая  площадь территории – 2060 кв.км.
Численность  населения – 8,61 млн. чел. (2007)
В  1979г. ВВП Шэньчжэня был менее 200 млн. юаней.
В  2009г. этот показатель превысил 820 млрд. юаней, а в пересчёте на душу
населения составил $13,6 тыс.  Т.е. рост  в 4100 раз за 29 лет!

Среднегодовой  темп роста экономики мегаполиса составлял +25,8%.
Шэньчжэнь  является безоговорочным лидером Китая по удельному весу высокотехнологичной  продукции в общем объёме производства города. В экспорте она составляет 52,5%,  что соответствует $85 млрд. (2009)
В  Шэньчжэне располагаются штаб-квартиры известных китайских брэндов
Huawei,
ZTE, TP-Link,   BYD,  «Тэнсюнь», Shenzhen Joye Technology и т.д.
Всего  в мегаполисе представлены 181 крупных компаний мира. 

Шэньчжэньская перестройка
С  2004г. темпы роста экономики Шэньчжэня существенно замедлились. А глобальный
кризис и последующее падение развитых рынков внесли свои коррективы в дальнейшее развитие  мегаполиса, ориентированного до этого  экспорт  и развивавшегося с опорой на иностранных инвесторов.
Необходимо  было искать новые пути развития, выстраивать новую стратегию роста.
К тому же, остро стоял вопрос об улучшении состояния экологической среды - важная оборотная сторона бурного экономического роста.
Шэньчжэнь  нуждается в инновационных технологиях, основывающихся на энергосбережении и  минимизации вредных выбросов в окружающую среду.
Как  следствие, в результате проводимой сейчас реструктуризации «под нож» пошли,
прежде всего, отсталые и устаревшие, сильно дымящие производства.
Есть  ещё несколько нюансов, подвинувших Шэньчжэнь к реформам.
Во-первых, кризис на Западе и продолжающийся рост в  Китае не мог не привести к тому, что китайские рабочие потребуют роста зарплат.
В то время, как их иностранные работодатели, пребывающие в кризисе, существенно
такой рост позволить себе не смогут. Тем более, что изначально главной привлекательностью в Китае иностранцы видели дешёвую рабочую силу.
Соответственно,  теперь, когда рост зарплат начался – эта привлекательность стала исчезать.
В  середине 2010 года данная тенденция проявилась на фабриках японской Foxconn,
где прошла серия суицидов и забастовок. В конечном итоге, японцы под нажимом
рабочих были вынуждены повысить зарплаты. Но не надолго: в последствии
Foxconn
свернула  cвои производства. А вместе с ней с китайского рынка стали уходить другие инвесторы.
Подчеркну:  с китайского рынка начали уходить те инвесторы, которые привыкли зарабатывать  на недоплате рабочим в расчёте на лёгкую прибыль. Но тем инвесторам, кто может  предложить технологические преимущества – китайцы сами сохранили открытые  двери.
Во-вторых, бурное развитие других районов Гуандуна  разбавила конкурентные преимущества Шэньчжэня. И теперь нужно было что-то  делать с самой зоной.
В итоге, 1  июля 2010г. было принято решение о распространении действия режима ОЭЗ на  весь мегаполис.

Следует отметить, что реформирование  Шэньчжэня готовилось ещё в 2004\2005г.г.
Ещё тогда, з
аметив  тенденцию спада, китайцы начали выстраивать новую стратегию.
6  мая 2009 года Госсовет КНР утвердил
«Общий план комплексного реформирования  Шэньчжэня».

Реформа  Шэньчжэня
, которая сейчас идёт полным ходом, включает 6 направлений:
1.реформа  административной системы;
2.  реформа экономической структуры (прежде ориентированной на экспорт и  основывающейся на энергоёмких и экологически  «грязных» производствах);
3.  реформа социального обеспечения;
4.  реформа системы инноваций;
5.  усовершенствование межрегионального сотрудничества с Гонконгом;
6.  экологизация экономики, распространение green-techno.

Основной  акцент сделан на админреформе, где самый главный пункт – разграничение  полномочий между Центром и местной властью (кстати, в этом шэньчжэньский опыт  может пригодиться Украине, где уже 10 лет так и не найден оптимальный баланс  между Центром и местным самоуправлением).

Базовый принцип шэньчжэньской  админреформы - «маленькое правительство – большое общество».

Что в этом  направлении уже удалось сделать?
а)  число отделов муниципалитета Шэньчжэня сокращено с 46 до 31;
б)  сокращены 394 руководящие должности в отделах, из круга администраторов
выведены 492 должностных лиц;
в)  число направлений контроля муниципалитета сокращено с 600 до 200;
г)  из-под контроля муниципалитета выведено 90 работ;
д)  некоторые направления делегированы общественным организациям. (ноу-хау
Шэньчжэня);

е)  в целях усовершенствования админнадзора были созданы 18 управлений по надзору в  разных секторах, а также созданы 6 канцелярий, помогающих мэру на различных
участках работы.

Итак, Шэньчжэньский  опыт реформ  демонстрирует как путём плавной трансформации, без социальных потрясений и  шоковых терапий, не разваливая всё до основания (а потом!) – не просто построить  на ровном месте комфортный мегаполис, но и явить миру экономическое чудо и дать  старт модернизации всей Страны.

Продолжение  следует….


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Хочу, чтоб вы задались вопросом: что является наихудшим для любого государства? Нет, не происки врагов. Не внешняя агрессия проклятых супостатов откуда-нибудь из-за моря-океана. И не козни внутренних изменников и негодяев, работающих, разумеется, на этих самых супостатов. Ни в коем ...
  Очень совпадает с моим вечерним настроением!))Так захотелось вспомнить и поделиться с Вами , Друзья!)) Доброй ночи !) Просто  MISTER MIGELL И еще одну известную композицию!))     ...
Наткнулся тут на докладик, сделанный немцами в немецкоговорящих странах (Германия, Швейцария и Австрия) среди пользователей различных электричек. Называется, eMobility Vehicle ...
Причиной зависания бортового оборудования истребителей F-35 Lightning II в полете было неверное распределение ресурсов и неправильная настройка режимов обмена данными между сенсорами и системами обработки. Как пишет Aviation Week , зависание систем было обнаружено на истребителях под ...
Эпиграф. Ну вот вы все, гуманисты -- вспомнили ли вы про молодую красавицу-жену М.Абызова. С маленьким ребенком жену? (ну и что. что во дворце, ну и что что миллиарды на счетах... одной горе мыкать нелегко Самый эмоциональный комментарий дня: какого ... вернулся, сибарит ..., всех нас ...