«Шедевр, принадлежащий человечеству»

Почти два столетия назад, в ноябре-декабре 1824 года, будучи в ссылке в Михайловском, Пушкин приступил к созданию трагедии «Борис Годунов» и окончил её 7 ноября 1825 года.
В среду, 7 декабря 2022г., миланский театр оперы Ла Скала, несмотря на все внешние факторы, не изменил своего решения и открыл новый сезон русской оперы постановкой «Борис Годунов».
Ильдар Абдразаков, исполнявший партию Бориса Годунова: «К счастью, ни на репетициях, ни на предпремьерных показах, ни на открытии сезона ничего плохого не случилось. Всё было прекрасно и дружественно, мы говорили на языке музыки».

Пожалуй, ни одно произведение Александра Сергеевича Пушкина не обрастало таким количеством пояснений, замечаний и суждений самого автора, как трагедия «Борис Годунов». Это было его любимое и, как он считал, лучшее сочинение. А о любимом дитя родитель говорит чаще и охотней, чем о других. К тому же «Борис Годунов» был первым опытом поэта в исторической драме. Судя по письмам, статьям и заметкам Пушкина, он напряжённо думал об особенностях нового для себя жанра и хотел разъяснить подробней и ясней свой взгляд на этот предмет.
В набросках к предисловию (1830) поэт чистосердечно рассказал, почему он взялся за трагедию на историческую тему и чей творческий опыт использовал при её создании:
«Изучение Шекспира, Карамзина и старых наших летописей дало мне мысль облечь в драматические формы одну из самых драматических эпох новейшей истории. Не смущаемый никаким иным влиянием, Шекспиру я подражал в его вольном и широком изображении характеров, в небрежном и простом составлении планов, Карамзину следовал я в светлом развитии происшествий, в летописях старался угадать образ мыслей и язык тогдашнего времени. Источники богатые! Умел ли ими воспользоваться — не знаю, — по крайней мере, труды мои были ревностны и добросовестны».
Именно после завершения работы над «Борисом Годуновым» Пушкин писал Петру Вяземскому около 7 ноября 1825 года, из Михайловского в Москву: «Трагедия моя кончена; я перечёл её вслух, один, и бил в ладоши и кричал, ай да Пушкин, ай да сукин сын!»
В 1869 г. Мусоргский пишет одноимённую оперу, которая, спустя 40 лет, в 1909 году, впервые прозвучит на сцене театра Ла Скала с Фёдором Шаляпиным в роли Бориса Годунова.
В течение века и до нынешнего дня не раз ещё миланцы и гости слышали и услышат стихи Пушкина и музыку Мусоргского, которые отныне, по словам замминистра культуры Италии Витторио Згарби: «Шедевр, принадлежащий человечеству».
И как отметили репортёры, по завершении выступления из зала не прозвучало ни одного неодобрительного возгласа или свиста, и постановке, в которой приняли участие российские артисты, наряду с рядовыми миланцами на протяжении 13 минут стоя аплодировали президент Италии Серджо Маттарелла, премьер страны Джорджия Мелони и председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Троица официальных лиц единодушно выступила в защиту русской культуры.
Я же добавлю, что Пушкин был не просто поэтом и писателем, но и настоящим историком. И про него однажды император Николай I сказал:
— Я беседовал сегодня с умнейшим мужем России.
Читать пушкинские страницы, напитанные мудростью, благоухающие поэзией, отмеченные чудесным знанием человеческой натуры. «Борис Годунов» в этом смысле — кладезь безценный: минувшее на земле является перед нами в живых, многоликих, поражающих страстями картинах...

|
</> |