Шарописательное
tito0107 — 12.11.2023
"Многим же и различным в подсолнечной сущим художеством, седмь
точию между ими есть свободных, в сословии своем начало
держательное древле у Еллин имеяху (по свидетельству Плиниеву)
иконотворение, еже само разделяется шестеровидне: на столпное, еже
есть из камене, древа, кости и иных крушцев точимых; образотворение
лепительное, еже из глины и извести, воску, муки и тем подобных;
лиятельное, еже из злата, сребра, меди и прочих огнем растопляемых
крушцев; воятелное на бисерех и каменех честных; резательное на
цках медных и ко изображению на хартиях; по сих шарописателное, еже
само по толику протчиа виды превосходит, по елику тончае и живее
вещь предприятую вообразует, подобие всех качеств светлее
предъявляюще и по елику церкви есть употребителнее. Различным сим
видом едино имя родное есть иконотворение"Симон Ушаков. Слово к люботшщательному иконного писания.
Среди прочего интересно, что Плиний, согласно Ушакову знает про гравюры и эстампы: "резательное на цках медных и ко изображению на хартиях"
Перевод Е. Овчинниковой ("История эстетики. памятники мировой эстетической мысли". Т. 1, 1962):

Обращаюсь к френдам-знатокам: насколько "шарописательное" правильно переводить как "писание красками"?
И вообще, насчёт слова "живопись" в русском языке, с какого времени оно употребляется? Разумеется, про Дионисия который "не точию иконописец, паче же живописец" на рубеже 15-16 вв., знаю.
|
|
</> |
Оплата зарубежных сервисов и подписок
Безответная любовь
ОМД декабря
Кто бы объяснил?
Биргер Борис Георгиевич (1923 - 2001)
Моя прелесть
Познань. Осень. Творчество.
Аэропорт Мадейры - один из самых опасных в мире
Площадь России за последние 100 лет ( часть вторая)

