Шаляпинский грим
dinasovkova — 21.02.2023Для каждой роли Фёдор Иванович Шаляпин гримировал не только лицо и шею, но руки и, если было необходимо, тело, и даже аксессуары.
На протяжении спектакля он изменял грим, подчёркивая внутреннее развитие образа.
В «Борисе Годунове» грим изменялся в каждой картине, и зрители видели, как «страдания и макбетовские муки разъедают человека», как появлялись и углублялись морщины, как седина серебрила волосы и бороду.
Шаляпинский грим создавался в расчете на масштабы больших сцен и громадных театральных залов. Он наносил краски пальцами, изредка прибегая к растушёвке, широкими и контрастными мазками «точно лепил свое лицо». При близком рассмотрении такой грим казался беспорядочным сочетанием мазков, но на огромной оперной сцене он производил удивительное по художественному эффекту впечатление. Манера гримировки Шаляпина была родственна живописным приёмам Коровина и Врубеля.
«Грим — очень важная вещь, но я всегда помнил мудрое правило, что лишних деталей надо избегать в гриме так же, как и в самой игре. Слишком много деталей вредно. Они загромождают образ», — говорил Шаляпин.
Создав тот или иной сценический портрет, Шаляпин не пользовался им как раз и навсегда данной маской. Он постоянно менял свои гримы, добиваясь всё большей и большей выразительности.
В доме-музее Ф.И. Шаляпина в Петербурге воссоздан уголок грим-уборной артиста в Мариинском театре:
Статья Ирины Романовой «Мастерство
грима»
Дом-музей Ф. И. Шаляпина