Сфинкс в графике и живописи как свидетельство постройки реального объекта в

Разгадку сообщим или напомним ниже, а пока просто любуемся этими прекрасными Сфинксами среди не менее прекрасных пирамид.

Голландский географ, историк, писатель Ольферт Даппер (Olfert Dapper, 1635-1689) никогда не выезжал из Голландии, но в 1668 году написал выдающуюся книгу об Африке Umbständliche Und Eigentliche Beschreibung Von Afrika, которая по сей день является важным источником ученых-африканистов. Использовал отчеты исследователей и миссионеров-иезуитов, светских голландских путешественников и свой интеллект. У этого авторского коллектива получились прекрасные Сфинксы!


*
Один из возможных источников, знакомый нам великий европейский ученый-мистик, теософ, каббалист, иезуит, латинский писатель из Папской области Афанасий Кирхер (Athanasius Kircher, 1602-1680) в фундаментальном труде "Эдип Египетский" (Oedipus Aegyptiacus; кому интересно - 1 том, 2-3 тома) представил самого просвещенного из Сфинксов.

*
Автор этих Сфинксов был не менее известным в своей области ученым. Ведущий картограф Германии, главный географ Священной Римской империи, академик Пруссии Иоганн Баптист Гоманн (Johann Baptist Homann, 1664-1724) в 1716 году издал, впоследствие сын, зять и другие наследники продолжили переиздавать выдающийся труд, атлас мира Grosser Atlas über die ganze Welt с пятью пирамидами Гизы на карте Египта и еще с двумя по другую сторону от Каира. Традиция иллюстрирования в картах наиболее интересных показанных мест и объектов - это его открытие. Статус и регалии позволяли собрать точнейшую из возможной информацию для иллюстраций.


*
Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах (Johann Bernhard Fischer von Erlach, 1656-1723), автор и реконструктор множества дворцов культурных столиц Европы, архитектор трех императоров Габсбургов, фактический основатель европейского дворцового барокко, был не только прекрасным архитектором но и знатоком истории архитектуры. В 1721 году он опубликовал фактическую иллюстрированную энциклопедию мировой архитектуры Entwurff einer historischen Architectur. В том числе, понятное дело, и с гизскими постройками.


Всего на Гизе Сфинксов у него три. С крылышками - египетский, без крылышек - неизвестно чей, в виде головы с модной античной прической - римский.


*
Три работы датского исследователя Фредерика Нордена (Frederik Ludvig Norden, 1708-1742) 1737 года в книге Voyage d'Égypte et de Nubie, издающейся с 1755 года, со Сфинксом. Коего, ясен пень, Норден не видел, а имел тот же эскиз, что и Денон.
Все ясно с работами анфас. Голова, долитая в левой надлобной части в 1931 году, целая. Пирамиды, естественно, небывалой формы.


Картинку в профиль с безумно нарушенными пропорциями не нарисует, глядя на реального Сфинкса, даже ребенок.

Сравним с фото реального объекта с того же ракурса. 1900 год.

Можно ничего не говорить, все очевидно.

Любуемся картой, почти не известной, потому что в 1738 году количество Великих пирамид было сокращено до четырех (до этого в проекте и у предыдущих египтологов их было пять), и Норден начертил все четыре.

Бросается в глаза, что Сфинкса планировали сделать значительно восточней, увести с плато и поставить у подножия охранять его.
Две малых пирамиды возле Сфинкса и две на полпути к Хефрену убрали из окончательного проекта, к Микерину добавили три малых пирамиды, четвертую убрали совсем. Похоже, произошла замена одной большой пирамиды на три малых, что дало существенный выигрыш во времени строительства.
Заодно взгляните на Гизу без песка - каменистое плато со скалами. В окончательной версии его выровняли, как столешницу, строительным песком пирамид.

Карте соответствует зарисовка плато. Все четыре пирамиды в ряд. Сфинкс стоит перед плато. Перевод: Bид на пирамиды Мемфиса, нарисованный из дома Каймакана, 1780 .


Тем не менее, отметим, что датский капитан-египтолог первым зафиксировал реалистичный проект Большого Сфинкса, которого строители худо-бедно старались держаться, хотя бы и в чертах лица.
Посетивший Каир на полгода раньше его англиканский священник-египтолог, писатель, путешественник, член Королевского общества, первым снявший планы гробниц Рамсеса II, Мернептаха, Сети II, женщины-фараона Таусерт... Ричард Поукок (Richard Pococke, 1704-1765), издавший книгу A description of the East, and some other countries в 1743 году, засвидлетельствовал Сфинкса полностью из головы.
Понятно, что такого Сфинкса никогда не нарисует человек, видевший реального Сфинкса.

*
Луиджи Майер, живописец школы Пиранези, итальянец из немецкой семьи (или немец из римской - сие без разницы, сам он подписывался по настроению и по-немецки, и по-итальянски, и на латыни) (Luigi [Ludwig] Mayer, ок.1755-1803) был другом английского посла в Османской империи, много путешествовал, посетил основные исторические места, в том числе Египет в 1790 году, оставил множество картин исторических объектов по заказам друга-покровителя и других джентльменов, и себя в истории живописи исторических мест.
Сфинкса, разумеется, не видел. Нет такого ракурса, такого облика, а для тех, кому все, что с глазами - Сфинкс, нет выемки от лба до затылка, которую заделают только в 1931 году.


*
Видимо, самый популярный среди египтологов Сфинкс, доказывающий свое существование на момент Египетского похода Наполеона в 1798 году. Его изобразил и издал в альбоме 1802 года Voyage dans la basse et la haute Égypte, pendant les campagnes du général Bonaparte главный ученый Наполеона, глава ряда исторических ведомств, основатель и первый директор Лувра Доминик Виван, по титулу барон Денон (Dominique Vivant Denon, 1747-1825).

Хотя сравнение с оригиналом без вариантов показывает как раз обратное: автор не рисовал его с натуры, это подложный Сфинкс.
А до сих пор это мало кем замечено, потому что такого же ракурса не существует. Фото головы Сфинкса с севера до 1931 года, когда ее серьезно изменили при реконструкции, делались крайне редко. Хотя они есть. Например, это.

Но под точкой съемки этого фото раскопан и принимает туристов восточный некрополь Гизы , гробница царицы Мересанх III. Холм срыт.

Гробница была найдена археологом Джорджем Рейзнером (George Andrew Reisner, 1867-1942) 23 апреля 1927 года. После этого фото Сфинкса с этой точки съемки невозможно. И бессмысленно после реставрации 1931 года, когда голова Сфинкса была существенно изменена, долита грива, доделана левая верхняя часть головы и т.д. Но и одного редкого фото 1920 года хватит для вывода: Денон не мог рисовать своего Сфинкса с натуры.
Эскиз у него был. Тот же, что у строителей. Для основателя Лувра, видевшего недоделанные объекты Египта и таскавшего античные шедевры со всей Европы, это не удивительно. Но строители серьезно отошли от него, особенно с наклоном и задней частью головы, пропорцией лица и прически. Разумеется обращаем внимание на верхнюю часть головы: у Денона она целая, хотя стала такой только в 1931 году. Денон - можете убедиться в альбоме на ссылке выше - исключительно точный и педантичный рисовальщик, он ко всем прочим своим достоинствам еще и настоящий ученый дофотографической эры, которому рисунок заменял фотографию, почти все его рисунки других памятников, готовых к году начала Египетского похода, феноменально и фотографически точны, и только на гизских объектах, Великих пирамидах и Сфинксе, он вдруг растерял свои навыки и изобразил фантазию по мотивам.

Место расположение Сфинкса тоже было ему неизвестно. Смотрим карту Денона.

Сфинкс унесен очень сильно на юг и уведен с плато. Денон и Комиссия Наполеона не знали местоположения Сфинкса.

Одновременно с главным ученым Наполеона работала и Комиссия Наполеона из ученых, историков, архитекторов, картографов, графиков.
Сфинкса они показали, серьезно ошибаясь в направлении и местоположении.


Хефрен без шапки (автор не знал, что она будет). А главное, ракурс панорам с четырьмя пирамидами в ряд и Сфинксом, повернутым на северо-восток, невозможен. Максимум, что видно с южной стороны Сфинкса, это Хеопс и Хефрен, но не в профиль Сфинксу, как на рисунке, а в полу-анфас, с юго-востока. Чтобы было понятно, где что:

Микерин, Хефрен и Хеопс в ряд, как на рисунке, возможны только при взгляде с востока, относительно Сфинкса - строго анфас.

Карта Комиссии точнее, чем у Денона, но Сфинкс повернут на северо-восток (что означает: тумба под голову уже готова, головы и тела еще нет); у Хеопса - руины малых пирамид (ученые еще не придумали для недостроенных пирамид термин "мастаба"); нет пирамиды Царицы у Хефрена и Восточного некрополя у Хеопса. Мелочи...

Но это скорей добавка издателя - полностью Отчет был публикован только в 1828 году. А на рисунке по впечатлению та же ерунда: Микерина нет, Хефрен больше Хеопса, шапка утверждена, но еще абстрактна, Сфинкса на этой стадии можно не искать.


*
Российский ученый, писатель, Министр народного просвещения, брат декабриста В. С. Норова и поэта А. С. Норова Авраам Норов (1795-1869) в книге Путешествие по Египту и Нубии в 1834—1835 гг. умудрился в многословной главе о пирамидах не сказать ничего, кроме своих эмоций и пересказа Геродота, сопроводив сие картинкой из головы. Хефрен без шапки, Сфинкс из фантазий, расположение невозможное.

С этого ракурса со Сфинксом можно видеть Хефрена и Микерина, и с квадракоптера - две из Пирамид Цариц за Микерином.

Можно их увидеть и с головы Сфинкса. Этой возможности у посторонних фотографов не было с 1920-х годов, поэтому фото из 1920-х.

Но перечень объектов у будущего министра был, без сомнений.
Может, с условием соучастия в историческом спектакле и становятся министрами?
*
Знаменитый шотландский художник-египтолог Дэвид Робертс (David Roberts, 1796-1864), безупречно точный в изображении памятников Дендеры, Карнака и множества других готовых к моменту его вояжа объектов, вряд ли видел Сфинкса в 1838 году, когда ездил по Египту и писал свои картины. У Сфинкса отсутствует маркер подлинности - выемка в левой части головы, и расположен он где попало.


*
В книге генерала-археолога Говарда Вайса (Richard William Howard Howard Vyse, 1784-1853) Operations Carried on at the Pyramids of Gizeh in 1837 1840 года о его якобы раскопках в 1837-м Сфинкс все еще взят из головы, нет никаких стел между лап, а перед ним начинается широкая лестница в Храм))
Не доложили генералу об изменении проекта. Бывает...



*
Обещанная разгадка величайшей загадки Сфинкса совсем проста: Сфинкс - последний объект на Гизе, достраивался уже в эпоху фотографий, когда последнюю из четырех тумб дополняли формованной смесью, кирпичами, камнями, мусором.
Еще и в 1842 году австрийский художник Leander Russ (1809-1864), живя в Каире, рисовал Сфинкса из головы. Из своей. Потому что сфинксовой не было еще.
Любуемся.
Ума и здоровья!

Другие материалы о создании истории
Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 4276020033021665. ЮMoney(яндекс-деньги) 410013946572302.
|
</> |