Сфинкс с энигмой.


Вы любите музыку? Вы ходите на концерты в консерваторию, в филармонию, на инструментальные концерты в музеи? Кого вы любите из композиторов, чью музыку слушаете? Антон Брукнер, Чайковского, Бела Барток, Свиридов или Софья Губайдулина. Это все композиторы. Но какие они разные! Совсем как в политике, психологии и социологии: музыка традиционная и музыка альтернативная. Вначале модерн, потом новаторство, а теперь четко определено: альтернатива. И самое ужасное – отрицать ценность альтернативы, как отрицать либерализм, демократию и свободу. И почему?
В одночасье стало стыдно быть понятным, а невосприятие какофонии альтернативного творчества и мазни во всех цветах радуги , фантазии, рожденные наркозависимым сознанием и потрясающий цинизм безнравственности стали позиционировать себя высшим достижением творчества, а те, кто не воспринял эти вершины оказался не просто ретроградом, но персонажем из категории душителей свободы.
Недавно Сати Спивакова в своей передаче прибегала к авторитету нейрофизиолога Н. Черниговской и профессионализму молодого музыканта исполнителя, чтобы доказать, что люди с музыкальными способностями –это совершенно иные люди, чем мы с вами. Правда, пришлось признать, что способности, данные от природы, еще нужно развивать и совершенствовать, как впрочем любые способности, даже футбольного игрока, с его природной быстрой реакцией. Каждый звук для музыканта - определенная тональность, определенная гармония или тритон. Да и вообще, музыка связывает нас с Богом, потому что только музыка и математика имеют универсальность . Для музыки нет альтернативы. Она выше и совершенней как таблицы Брадиса.
При такой оценке музыки и музыканта становится понятно, почему вдруг произведения Софьи Губайдулиной стали вершиной современной симфонической и инструментальной музыки, как Пендерецкий, Шнитке или Шёнберг. Почему именно у Губайдулиной ее музыка восходит к Богу и стоит над миром, а вот у таких, как композитор и профессионал Хренников — нет. Вроде бы он тоже наделен абсолютным слухом. Ан, нет. У него абсолютный слух, да не тот, потому что он не признал альтернативную музыку С. Губайдулиной.А не признал, потому что еще в то время понял то, что понимают теперь многие: она- чужая. Но ведь Губайдулина сама сказала, что ее музыка идет к Богу . А вот Хренников был материалист и коммунист. И как с ним можно было нашим новаторам согласиться?
Приглашать теперь нейрофизиологов или попов стало требованием времени и хорошим тоном. Без них мир перестал существовать, так же как без ИИ и уверений, что ИИ вполне заменит человека. Все физики, историки, артисты и музыканта стали в одночасье верующими и общающимися с православным Богом. Им альтернатива ничуть не мешает.
Альтернатива теперь основной образ жизни человеческой мысли. Альтернативная история, музыка, живопись, экономика или психология. Делайте выбор.
Но при этом ни нейрофизиолог, ни ведущая, ни музыкант не подумали и не сказали, что хоть музыка и идет от Бога, идет она все-таки в человека и ради человека. Любое искусство – это взаимообмен эмоциями, чувствами и мыслями созидающих его и воспринимающих его, это искусство.
Гегель говорил: «Созерцатель картины с самого начала как бы соучаствует, включаясь в нее». Точно так и слушатель музыкального произведения должен быть соучастником звучания.
Почему же никто не помнит Гегеля? А потому, что альтернативному искусству, философии, истории соавторы не нужны. Альтернатива самодостаточна. Она расцветает ради себя самой. И тогда оказывается правы все те, кто говорит, что музыка есть вещь в себе, а слушатель стоит в сторонке и не имеет никакого значения, что она ему говорит. Слушатель ему не нужен, хотя таковой находится всегда в силу моды и жажды исключительности. Это примерно то же самое, что духи с запахом выхлопных газов или коровьей фермы. Исключения находятся даже и на такие запахи.
Искусство, чтобы получить не только автора, но и соавтора, должно родиться не только из законов композиции, но еще пройти через душу и чувства автора, который для того и творит, чтобы передать богатство своего видения мира слушателю или зрителю. Глубина переживаний бывает различна, но потому и существует творчество, что оно усиливает эту глубину в каждом отдельном слушающем и созерцающем .
Нам говорят: Если ты сказал, что понимаешь Моцарта или Бетховена, то это не значит, что ты их действительно понимаешь. Не знаю, откуда родилась эта уверенность, что искусство нужно понимать. Оно без всякого понимания входит в союз с душой человека, передавая ему тот внутренний свет, которым горел сочинитель. И этого достаточно. Не нужно рисовать себе картинки природы, как учат детей, достаточно слышать и внутренний взор откликаясь на заложенную эмоцию создаст тебе нужный образ
Ты слушаешь Баха и видишь ступени, по которым идешь к Богу. Ты слушаешь Моцарта и видишь любезный тебе мир друзей и сочинителей. Ты слышишь Шостаковича и видишь Советский Союз с его стройками, войной, демонстрациями и идейными речами. И все потому, что человек став соавтором легко прочитывает малейшее движение души подлинного автора, потому что у них -реальность которая перекликается с опытом, знаниями и чувствами большинства. Искусство как бы квинтэссенция общества, потому оно и соответствует состоянию общества и переживаниям человека. Оно зарождалось как выражение веры и благодарности богам, и постепенно стало способом очищения души и чувств человека, наподобие того, что делает молитва. Аристотель выделил суть искусства как катарсис, дающий человеку переживания ради освобождения его лучших чувств.
В таком случае чего хочет альтернатива? Она хочет уйти от общего, хочет показать отказ от того, чтобы это искусство понимали все, чтобы в нем отражалось общество. Оно – для избранных и только так человек может во весь голос заявить, что он вне общественных правил, законов и оценок.
«Только элитарное, серьезное искусство оказывается единственным средством выйти в другое измерение, чтобы человек жил в объеме, а не в плоскости.» Это и есть цель альтернативного искусства: стать над обществом и отказать ему в понимании привычного. Это новый способ завоевать себе славу и уйти от того, что кто-то может понять тсвою ложь.
Катарсис теперь ненужная роскошь. Серьезные композиторы сочиняют альтернативные симфонии и концерты не ради катарсиса, а ради загадки собственного изобретения. Но самое главное здесь: вы никогда не знаете, смеются ли над вами, мошенничают или на самом деле так устремлены они в ином измерении, что за ними не угнаться. Согласно Черниговской и Сати Спиваковой это все божественные откровения. Музыка – все, человек - ничто. Не для него она существует, как впрочем, и живопись. Они – сфинкс, который задает тебе вопросы, но не просвещает и не очищает.
Недавно один альтернативный художник продавал голое полотно за миллион долларов с уверениями, что на полотне невидимые духовные флюиды. Пришлось просвечивать рентгеном, чтобы ничего флюидного не увидеть, а увидеть откровенное мошенничество.И ничего удивительного. Проверить нечем подлинность или обман, потому что нет критериев для индивидуальной концепции. Верно все, что считает верным сочинитель.
Кто бы знал С. Губайдулину, Пендерецкого, Бартока или Шонберга пиши они обычную музыку. Затерялись бы в безвестности. А вот альтернативная музыка — это как абстрактная живопись. Ничего можно не выражать. Главное — поражать. И пусть себе думают, что бы это значило.
Сейчас в тренде не Гегель Г.Г., а Гадамер Г.Г., сказавший, что «картину приходится расшифровывать точно так же, как и текст» То есть не пытайтесь понимать и чувствовать. Не пытайтесь переживать катарсис. Вы всегда и во всем должны искать тайные знаки и расшифровывать мистическую сущность бытия.
Даже театр в новое время есть вещь в себе. Когда-то хотелось прийти в него, чтобы встретиться с теми персонажами, которые тебе дороги. Побыть с ними и ощутить с ними общность интересов , будто ты пришел к друзьям, вернуться в их эпоху. Ведь и театр, и музыка, и живопись это еще и постоянное узнавание привычного и потому дорогого. Ты читаешь в десятый раз любимую книгу, потому что ты приходишь к автору в гости, и между вами возникает диалог.
Нынешняя альтернатива требует угадывать замыслы творцов. Это так называемые задачки на логику, а вернее на внимательное искание подвоха. Диалога не выходит. Но признаться в этом нельзя. Люди настолько привыкли к альтернативе, что считают ее истинным смыслом современного искусства, а себя в нем – избранными элитариям. Но если заняться расшифровкой и угадыванием, то легко открыть тайну нынешнего альтернативного бытия: истина всегда одна и никакой альтернативы у объективной истины нет, а есть то, что всегда именовалось в противоположность истине – ложь. Если есть истина в человеческих чувствах, то в альтернативном искусстве этой истины нет. Есть подмена челорвеческого на расчет и индивидуализм ради того, чтобы не видеть целого. Итогом расцвета альтернативного искусства и науки явились не прогресс, а разрыв в обществе между элитариями и народом. Невежество масс, склонных к суевериям и мистицизму, отказ молодежи от классики, все это от части итог не только цифризации, но и господства альтернативы, лишенной человеческой души и непонятной, чужой для человека.
Нынешнее время это сфинкс и энигма в одном флаконе. Энигма ведь не только загадка, это еще и марка шифровальной машины. Вот и шифрует мир свою собственную пустоту, надувая щеки элитарности и величия холодных замыслов. Царство Снежной королевы с ледяными осколками из которых никогда не сложить слово «вечность».