Сезон. Выпуск №56
alex_mclydy — 12.03.2023Фильмы, фигурировавшие в технических/второстепенных номинациях на Оскаре.
От худшего к лучшему.
Бардо (Bardo, falsa crónica de unas cuantas verdades, 2022)
Для всех мексиканцев в прошлом году случилось знаменательное событие: фаворит Киноакадемии и по совместительству мой самый любимый современный режиссёр Алехандро Гонсалес Иньярриту вернулся на родину, чтобы снять фильм для Netflix. Неудивительно, что его тут же отправили в качестве заявки на номинацию "лучший фильм на иностранном языке". Учитывая статус постановщика, некоторые сразу начали пророчить ему и саму награду. На деле же он даже не втиснулся в топ-5. Почему? Потому что впервые в своей карьере снял дерьмо.
Сюжет намекает нам на то, что Иньярриту снимал если не о себе, то что-то около, собирательный образ. Мексиканский режиссёр, добившийся успеха в Америке и заслуживший почётную награду. Только, в отличие от самого Алехандро, его герой снимает документалистику. Ему тоже уже много лет, очередной возрастной кризис даёт о себе знать, взаимопонимания с семьёй и коллегами нет, ну и так далее. По лекалам можно сравнить "Бардо" с альмодоровским "Боль и слава", но лучше этого не делать, поскольку помимо идеи ничего общего у них нет.
В качестве формы Иньярриту выбрал, так скажем, бытовую фантасмагорию. Реальность в фильме очень сильно переплетается со сном, видениями и кусочками выдуманных документалок, в которых главный герой может себе позволить поговорить с реальной исторической фигурой из прошлого века. Гондри и Кауфман – два первых творца, которые вспоминаются в контексте такого кино, но мексиканец скорее опирается на собственного "Бёрдмена", чем на условное "Вечное сияние". Как герой Китона одинок и задумчив в своих думах, так и герой Качо не очень понимает, что происходит. Учитывая, что "Бардо" идёт добрых два с половиной часа, удержать зрительское внимание одним эпатажным монтажом без чёткой драматургии – настоящий вызов. И Иньярриту с ним не справился.
При всём желании сопереживать герою Качо, фильм настолько обильно и смачно начинён всякоразными метафорами, что задолго до середины от них начинаешь уставать. Даже самые обычные, понятные даже ребёнку вещи, – и те поданы чёрт знает как. Кажется, мексиканец просто запутался в своём самопознании, сделав ставку на эпатаж, и даже не попытался донести зрителю хотя бы основную фабулу. Ближе к концу приходит понимание, что многие эпизоды запараллелены, и Иньярриту не забывает свои (кино)корни, но желания посмотреть фильм заново, чтобы расставить их по местам, не появляется. Несъедобная головоломка.
Оценка: 5 из 10.
Достать ножи: Стеклянная луковица (Glass Onion, 2022)
Меня очень удивили первые отзывы на фильм, попавшиеся мне в ЖЖ-ленте. Многие поругивали! Оригинал был очень здоровским, и я просто не мог понять, как такую идею в принципе можно зафейлить. То есть, если взялись снимать сиквел, там точно должен быть уровень, потому что настолько остросюжетные детективы не могут работать без сценария А-класса. После просмотра понимание появилось.
Основная арка с поиском убийцы если и уступает оригиналу, то не намного, а вот форма в этот раз подкачала. Вроде всё неплохо, но сюжет то и дело спотыкается на смежных между твистами моментах. Даже при первом просмотре слишком часто появляется вопрос: "Это зачем он(а) так сделал(а)?" – а уж при повторном точно зевота нападёт. В сценах с максимальным нагнетанием саспенса неважно сделан монтаж, отдаёт хоррор-бэшками. Финал, который в оригинальном фильме натурально вынес мозг, здесь выглядит натужно, никакого послевкусия. И важный аспект, что здешние герои – последние мрази, которых жизнь ничему не учит. Их не жаль, поэтому сиквел не имеет двойного дна.
И ребят, если вы сделали убийцу конченым дебилом, не говорит ли это о том, что не разгадавшие главную загадку зрители – такие же дебилы? Мол, не заметили неверно висящую картину, не заметили оговорок в речи – позор?.. По тонкому льду ходите, товарищи.
Оценка: 6 из 10.
Миссис Харрис едет в Париж (Mrs. Harris Goes to Paris, 2022)
По одноимённому роману Пола Гэллико уже был ТВ-фильм 30 лет назад с Анджелой Лэнсбери в главной роли, теперь появился новый. В нём очаровательную старушку, одурманенную мечтой покупки платья Dior, играет Лесли Мэнвилл. Синопсис фильма идеально отображает всё происходящее: милота, доброта, немножко суеты и щепотка британского юмора. Все актёры на своём месте, все очень красивые, платья замечательные, антураж Парижа прошлого восхищает. Особой глубины нет, но и не нужно. Просто очень доброе и приятное кино о вечных ценностях.
Оценка: 7 из 10.
Бэтмен (The Batman, 2022)
Кто только на финальных титрах узнал о том, что в фильме снимался Колин Фаррелл, тот я.
После того, что с Готэмом сотворили Нолан (давненько) и Филлипс (буквально вчера), нового "Бэтмена" как-то неловко хвалить за атмосферу и внимание к деталям, но всё же сделать это нужно. Улицы и даже стены в городе всё слышат и постоянно следят за жителями, тягучий готический флёр не отпускает ни на секунду. Оказаться там не пожелаешь и врагу. Ещё очень понравилось, как классического комиксоидного персонажа ввели в нашу современность с обилием гаджетов и вундервафель, ни в какой из предыдущих частей это так не впечатляло. Отдельные браво Кравиц и Сёркису за ярких персонажей и Полу Дано за то, что он есть. В общем, всё нормально. Даже сценарий.
Китон >> Бэйл >> Паттинсон >> Аффлек >> Килмер >> Клуни
Оценка: 7 из 10.
Империя света (Empire of Light, 2022)
Фильм растоптали критики, признав чуть ли не главным разочарованием сезона. Хорошо, что я редко читаю критиков. Удалось получить массу удовольствия с помощью незамыленного взгляда и плохого (видимо) вкуса.
"Империя света" кажется мне эдаким сплавом "Мажестика" и "Трудностей перевода". От первого фильма – магия кинотеатра даже в заброшенном состоянии, от второго – встреча людей разных поколений, которые тонут друг в друге и не хотят прощаться, хотя законы общества неумолимы. В образах героев Колман и Уорда достаточно глубины, чтобы проникнуться и сопереживать обоим, но меня особенно покорил второй план. Тоби Джонс очень здорово отыграл свою пару эпизодов (из рецензии Зельвенского узнал, что это четвёртая роль такого плана – тогда понятно), Колин Фёрт и Том Брук поддали британского очарования. А ещё настоящие звёзды фильма – композиторский дуэт Росс-Резнор. Музыка к сцене секса, например, это отвал всего.
И дайте мне хоть один нормальный фотосет с Ханной Онслоу, чтобы всё рассмотреть.
Оценка: 7 из 10.
Вавилон (Babylon, 2022)
Ещё один спорный фильм сезона, оценки которого разнятся от "три упущенных часа жизни" до "чистый киноманский восторг". Ваш покорный слуга во втором лагере, причём "Вавилон" как признание в любви кинематографу кажется мне даже сильнее "Фабельманов". Если у Спилберга была чёткая стратегия личных воспоминаний и выстраивания сюжета через их призму, то Шазелл себя из уравнения вычеркнул (оставив, наверное, только как того мальчика из гениальной речи Джин Смарт), рассказав историю о времени, когда Голливуд только-только начал принимать звуковое кино. Все претензии – затянутость, слабые персонажи, оторванность от реальности – считаю необоснованными. Фильм осознанно сверхмасштабен, в меру сумасброден и расконцентрирован. И воспринимать его не в контексте горько-сладкой любовной оды кощунственно.
Оценка: 8 из 10.
|
</> |