СЭВ - очередная чёрная дыра СССР

топ 100 блогов takoe_nebo26.07.2022 СЭВ - очередная чёрная дыра СССР

31 год назад, 28 июня 1991 года тихо и буднично прекратил свое существование Совет Экономической Взаимопомощи СЭВ - очередной неудачный советский проект, стоивший СССР сотен миллиардов рублей, оставшихся в основном в странах Восточной Европы. Социалистического объединение Европы провалилось, а капиталистическое только усилилось. Главная причина этого была в том, что западноевропейская интеграция стала ответом на реально существовавшие запросы — экономические, политические, социокультурные. На востоке континента шли от идеологии и политики, ради которых можно было игнорировать экономические законы и реалии, ведь до Второй мировой войны на взаимную торговлю с соседями по будущему СЭВ приходилось не более десяти процентов их товарооборота, в том числе чуть более одного процента на торговлю с СССР.

Соцстраны объединил не рынок, а воля правящих партий и плановый, монополизированный госорганами товарообмен с использованием искусственных цен и виртуальной валюты. За что потом приходилось расплачиваться не только тупиками и кризисами интеграционного процесса, но и вполне конкретными финансами. Платить же, понятное дело, приходилось «старшему брату».

После окончания второй мировой войны те страны Восточной Европы, которые были заняты советскими войсками, были вынуждены приступить к строительству социализма. Советский Союз, основной внешнеполитической целью которого была мировая революция и создание Соединённых Штатов Мира, оказался не готов к созданию собственного блока и более чем смутно представлял себе, как должна выглядеть новая коммунистическая империя. Проблемы возникали на каждом шагу: общего языка не удавалось найти не только в переносном смысле, но и в самом прямом. Дело в том, что еще в 30-е годы в связи с так называемым делом славистов были арестованы практически все преподаватели славянских языков. В результате после возникновения соцлагеря (а большинство жителей соцстран были славянами) власти с ужасом убедились в том, что переводчиков со славянских языков практически нет. Славистов срочно пришлось возвращать из лагерей и ссылок.

Для начала СССР компенсировал захват стран Восточной Европы своей прямой помощью им. В Чехословакии неурожай 1947 года мог бы страну ввергнуть в такие экономические затруднения, из которых она не могла бы вырваться в течение ряда лет. Ущерб от неурожая года исчислялся в 13 млрд ч/с крон. Только благодаря помощи со стороны Советского Союза Чехословакия не только не пережила кризис с продовольствием, но вышла из него без серьезного пассивного баланса.
Уже в 1945 году, когда Румыния перешла на сторону антигитлеровской коалиции, советское командование впервые предоставило румынской стороне пшеницу, кукурузу и картофель для посева. Румынии было предоставлено 150 тыс. т пшеницы и 150 тыс. т кукурузы в рамках кредита, который необходимо было вернуть в 1946–1947 годах. Подобный объем зерна на мировом рынке на тот момент стоил около 35 млн долларов. Власти Румынии не смогли вернуть кредит.
Засуха 1946 года вновь обострила ситуацию с продовольствием. Тем не менее СССР, в котором начинался последний миллионный голодомор, вновь предоставил Румынии 100 тыс. т зерна. В 1947 году Бухарест вновь обратился к Москве с просьбой о помощи, и СССР поставил в Румынию еще 80 тыс. т зерна.

Премьер-министр Румынии Петру Гроза прокомментировал оказанную СССР помощь: «Годы засухи поставили нас в тяжелое положение… Мы были вынуждены снова стучаться в двери наших друзей на востоке. Мы знаем, что у них была засуха и что, несмотря на это, они дали нам взаймы в прошлом году 30 тыс. вагонов зерна с доставкой на дом, не требуя взамен никаких гарантий, не требуя золота, а мы не смогли отдать этот долг. Несмотря на это, мы снова обратились к нашим друзьям, и они поняли нас и помогают нам снова…».

Но не только продовольствием в трудные годы СССР помогал странам Восточной Европы. В той же Румынии совместными усилиями румынских нефтяников и советских специалистов к апрелю 1945 года удалось восстановить 1 217 из 1 450 нефтяных скважин, что позволило значительно увеличить добычу нефти. Кроме того, Советский Союз передал Румынии большую часть германского имущества, подлежащего вывозу в СССР в счет репараций.

Разрушенные войной страны боролись за выживание, и о создании единой экономической системы тогда едва ли кто думал. Государства, входившие в советскую зону влияния, попробовали было восстановить свои довоенные экономические связи, то есть торговать не с Советским Союзом, а со странами, расположенными по ту сторону еще не опустившегося железного занавеса. Так, например, в 1947 году Чехословакия и Венгрия 66% внешнеторговых операций провели со странами Западной Европы и США, Польша — 59%. СССР, считавший, что Запад таким образом пытается подчинить страны народной демократии, был недоволен, но до поры предпочитал не вмешиваться.

По иронии судьбы создателем единой социалистической экономики можно считать госсекретаря США Джорджа Маршалла, который, выступая в Гарвардском университете 5 июня 1947 года, предложил план экономической помощи странам Европы. Первоначально план Маршалла распространялся и на социалистические страны, однако СССР настоял на том, чтобы подконтрольные ему страны отказались от участия в реализации этого плана. Соцстраны прекрасно понимали, что им не позволят расширять экономические контакты с Западом. Начиналась холодная война, и граница, отделяющая советскую зону влияния от остального мира становилась все менее проницаемой. Традиционные экономические связи рушились, приходилось искать новые источники продукции, которая ранее поступала из капстран. Поэтому началась географическая переориентация экономики и замыкание соцстран друг на друге.

Если верить официальным отчетам, то проходившее в январе 1949 года экономическое совещание, в котором участвовали представители Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии, высказалось в том духе, что "правительства Соединенных Штатов Америки, Англии и некоторых других стран Западной Европы по сути дела бойкотируют торговые отношения со странами народной демократии и СССР, так как эти страны не считают возможным подчиниться диктату 'плана Маршалла', поскольку этот план нарушает суверенитет стран и интересы их национальной экономики". Для того чтобы противостоять злобным идеям господина Маршалла, страны социалистической ориентации создали Совет экономической взаимопомощи.

На первых порах СЭВ ставил перед собой более чем скромные задачи: способствовать развитию взаимной торговли, "оказывать материально-техническую помощь" (то есть, попросту говоря, латать дыры в хозяйстве друг друга) и снабжать дружественных соседей технической документацией на льготной, чтобы не сказать безвозмездной, основе (интеллектуальная собственность в соцстранах всегда стоила дешево). О серьезной координации планов тогда еще речь не шла, да и что можно было координировать, когда плановую экономику имел только Советский Союз. Не говорилось и о создании единого хозяйства. Слова "интеграция" боялись как огня, поскольку в политическом языке тех лет интеграция означала первый шаг на пути к полному присоединению. А быть обвиненным в покушении на независимость соцстран Советскому Союзу не хотелось. То, что на первых порах называли планированием в рамках СЭВ, на практике сводилось к выяснению, кому чего не хватает и кто в состоянии это произвести. Разумеется, почти все сырьевые проблемы решались за счет ресурсов СССР, в недрах которого имелось все необходимое для построения коммунизма.

Несмотря на возможность получать почти бесплатное сырье, соцстраны не спешили укреплять связи с партнерами по СЭВу. Наибольшее недовольство СЭВом выказывали лидеры промышленно развитых стран, поскольку экономику отсталых государств поднимали за счет более сильных. СССР готов был пойти на жертвы ради расширения сферы влияния, но другим членам СЭВ совсем не хотелось делиться с соседями. До прямого противодействия дело не доходило, в официальных сэвовских документах говорилось о дружбе, сотрудничестве и динамичном развитии. Однако владеющие реальной информацией спецслужбы били тревогу. "Ведущие представители Чехословакии и других стран,— писал Л. Берия,— переставали постепенно видеть в СЭВ организацию, которая им помогает, и теряли интерес к ее деятельности. Только политические причины и опасения за карьеру заставляли их выполнять требования органов и аппарата СЭВ".

В результате прямого давления и из-за сокращения контактов с внешним миром экономика стран социалистического блока вскоре оказалась полностью зависимой от СССР. С точки зрения политики это был успех, а с точки зрения экономики — провал. Рыночные механизмы регулирования экономики были разрушены, а всеобщее планирование не введено. Л.Берия писал Г.Маленкову: "Необходимо отметить, что по странам Народной демократии мы недостаточно информированы о действительном политическом и экономическом положении. Советы, даваемые нашим друзьям, являются эпизодическими, бессистемными, в ряде случаев не увязанными с хозяйственно-политическими задачами стран Народной демократии и Советского Союза. Более того, надо прямо сказать, что наши советы не всегда были удачными. Достаточно напомнить пример со строительством в Румынии канала Дунай-Черное море, стоимостью в 10 миллиардов лей. Такое положение объясняется главным образом тем, что существующий в Москве Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) работает из рук вон плохо, и никакой положительной роли в координации экономики стран Народной демократии эта организация не играет".

Для того чтобы изменить положение, Берия хотел сделать СЭВ жесткой структурой, занимающейся не только экономическими, но и военными вопросами. Предполагалось, что в этом реформированном органе будут работать руководители социалистических стран, то есть речь шла о создании общего правительства, члены которого в состоянии контролировать ситуацию в своих странах. Однако провести эту реформу Берия не смог, а после ареста его обвинили не только в шпионаже в пользу Англии, но и в попытке развалить социалистическое содружество. Казалось, что никто не в состоянии что-нибудь изменить в сэвовском хозяйстве, если даже всемогущий Лаврентий Берия потерпел здесь неудачу. Для реформы организации, которая возникла в ответ на происки империализма, необходимы были новые происки.

Как известно, в 1957 году был заключен Римский договор о создании Европейского экономического сообщества и формировании общего рынка. Советский союз, а значит, и остальные страны социалистического лагеря, относились к созданию общего рынка как к "временному союзу империалистов, материальной основе НАТО, готовящего вооруженную агрессию против социалистического содружества".

Осудив ЕЭС, соцстраны, как водится, стали строить у себя нечто подобное, в результате чего родилась "социалистическая интеграция", которая, как писали в учебниках политэкономии, прекрасно сочеталась с общественной собственностью на средства производства и плановым хозяйством. На практике это означало лишь то, что прежние двусторонние соглашения стали заменяться многосторонними. Правда, тут возникала одна загвоздка. Дело в том, что планирование хозяйства, которое совместно ведут несколько стран,— задача почти неосуществимая, поскольку приходится принимать в расчет огромное число факторов (такая задача плохо решается не только хозяйственниками, но и математиками). Любопытно, что социалистическая модель интеграции отрицала не просто рыночную стихию, но и наличие наднациональных управленческих структур, о которых мечтал товарищ Берия. Такие наднациональные структуры действительно были не нужны, поскольку для общего руководства хватало и Политбюро ЦК КПСС.

СССР вносил наибольший вклад в функционирование СЭВ, не только прямыми вложениеями, но и жертвами своей экономики и промышленности. Например в 1959 году производство самого массового и незаменимого в сельскохозяйственной авиации самолета Ан-2, которому не было равных в мире, было передано Польше. В 1965 году Польша начала серийное производство легкого с двумя газотурбинными двигателями вертолета Ми-2, производство которого также было передано СССР Польше. При этом СССР передавал странам СЭВ не сборку, а полное производство. Даже запасные части на вертолет Ми-2 СССР покупал у Польши.
Основное количество ныне действующих в странах бывшего СЭВ производственных (включая пищевые отрасли), транспортных и энергетических мощностей было создано с помощью СССР или исключительно Советским Союзом.
Наряду с наукоемким производством в страны СЭВ было передано значительное количество производства товаров легкой промышленности. Эти товары пользовались большим спросом среди населения Советского Союза. Спрос опережал предложение и обеспечивал интенсивное развитие легкой промышленности стран – членов СЭВ.

До середины 60-х годов СССР оказал содействие в строительстве более 100 машиностроительных заводов и сам открыл свой рынок для сбыта этой продукции партнеров по СЭВ.
Та же Польша не испытывала никаких затруднений в помощи и количестве заказов на строительство кораблей, а Венгрия поставляла в СССР знаменитые "Икарусы".

В 80-е годы рассказывали анекдот про то, что социализм придумали коммунисты, а не ученые, поскольку ученые сначала проверили бы свои теории на собаках. За годы сосуществования СЭВа и ЕЭС был проведен уникальный эксперимент (без участия собак), который позволил сравнить эффективность двух моделей экономической интеграции — рыночной (ЕЭС) и планово-административной (СЭВ). В теории идея всеобщего планирования выглядела вполне привлекательной. Одно только создание единой энергосистемы позволяло существенно экономить электричество, поскольку в разных странах пик потребления приходился на разное время. И надо сказать, что на первых порах плановая экономика уверенно лидировала: в 1951-1975 годах темпы взаимной торговли стран СЭВ росли быстрее, чем стран ЕЭС. В 60-е годы валовой прирост продукции в странах СЭВ составлял 8%, а в странах ЕЭС — 6%. Правда, эти высокие показатели объяснялись в первую очередь тем, что стартовый уровень у соцстран был намного ниже. Поэтому даже небольшой прирост при переводе в проценты смотрелся неплохо. Тем не менее возникла эйфория по поводу возможностей плановой интеграции. Эта эйфория продолжалась до тех пор, пока на Западе не произошла очередная технологическая революция. Тут-то и выяснилось, что неповоротливая экономика соцстран к переменам не готова.

К середине 70-х годов, когда темпы взаимной торговли соцстран начали замедляться, даже в СССР заговорили о том, что от экстенсивного хозяйства пора отказываться. При этом стимула проводить более или менее серьезные преобразования ни у кого не было. Единственное, что умели сэвовские структуры, так это составлять планы. Эти планы получали статус межправительственных соглашений, выполнять которые предприятия были обязаны даже в ущерб себе. А экономически абсурдных планов составлялось более чем достаточно. И виноваты в этом были не экономисты-плановики, а сам принцип их работы. Сначала каждое государство составляло план собственного развития, а затем эти планы подгоняли друг под друга. При этом число нестыковок оказывалось весьма значительным.

Задачей работающих на сэвовский рынок предприятий было не получать прибыль, а выполнять госзаказ. Денег за проданные товары предприятия получали немного, а товаров не хватало везде. Поэтому государства были заинтересованы в импорте, а экспортировать свою продукцию никто не хотел. Оно и понятно: если ввезенная продукция позволяла избавиться от нехватки товаров на внутреннем рынке, то экспорт грозил созданием новых дефицитов. В результате экспорт стал рассматриваться как неизбежное зло, а импорт как безусловное благо.

Ничто так не мешало социалистической торговле, как деньги, с которыми вообще было непонятно что делать. Продукцию поставляли в соответствии с утвержденными планами. Уж в чем, а в деньгах система межгосударственного бартера не нуждалась. Деньги использовались лишь в качестве единицы измерения, чтобы избежать произвольного перераспределения национальных доходов стран--членов СЭВ. Договоры заключались, естественно, в рублях, а цены предпочитали заимствовать у акул капитализма. Делалось это следующим образом: цены международных рынков по таинственному курсу переводили в советские рубли и брали за основу при составлении договоров. Эти виртуальные переводные рубли, которые тогда гордо называли "единой социалистической валютой", на практике были лишь единицами измерения и место им было разве что в Палате мер и весов. Хотя, по правде, переводной рубль не взяли бы и туда, поскольку в качестве единицы измерения он работал очень уж плохо. Проблема заключалась в том, что мировые цены, естественно, колебались, а для долгосрочных программ межгосударственных поставок были нужны стабильные пропорции. Для того чтобы переводной рубль мог работать нормально, цены на мировых рынках должны были или оставаться неизменными, или же меняться в одинаковом направлении и одинаковыми темпами. Понятно, что такого не бывает никогда. Поэтому цены в переводных рублях ничему не соответствовали. Оставалось лишь с нетерпением ждать того времени, когда будет построено коммунистическое общество, при котором деньги будут ликвидированы как факт.

Настоящие проблемы начались в 80-е годы. Если страны ЕЭС, пройдя через кризисы 1973-1974 и 1979-1980 годов, смогли модернизировать свое хозяйство, то соцстраны, которые благодаря советской нефти смогли избежать кризиса, стали все больше отставать. Страны СЭВ продолжали строить заводы и запускать в космос ракеты, но делать это становилось с каждым годом все труднее: никакое планирование не могло сделать эффективной меновую торговлю.

Чего только не перепробовали. Разрабатывались бесконечные комплексные программы развития, но результатов это не дало. Пытались наладить международное разделение труда, но эта идея устраивала лишь СССР. Другие страны не горели желанием становиться частью единой социалистической экономики, утратив, таким образом, надежду существовать самостоятельно. Хотя движение навстречу друг другу шло постоянно. Уже к середине 60-х годов за счет взаимных поставок страны СЭВ на 98% обеспечивали себя углем, на 90% нефтепродуктами, а также металлом, хлопком и т. д. Эти цифры с гордостью публиковались в отчетных документах совета, однако все прекрасно понимали, что масштабы взаимной торговли определяются не хозяйственной целесообразностью, а политическими причинами. К тому же производимые в соцстранах товары не отличались высоким качеством, и продать их на Запад было почти невозможно. В тех же случаях, когда удавалось произвести что-нибудь конкурентоспособное, о поставках братьям по СЭВу как-то сразу забывали. Кооперация с фирмами капиталистических стран, которые платили реальные деньги, привлекала намного сильнее. А для своих годились и низкокачественные товары, тем более что и их отрывали с руками. СССР видел в подготовленных советом программах долгосрочного сотрудничества возможность обеспечить свой внутренний рынок. Чешское стекло и чешскую обувь, польскую одежду и косметику, болгарские сигареты и вина советские люди уважали всегда. Государства Восточной Европы, в свою очередь, стремились обеспечить себя топливом и сырьем, а также получить возможность гарантированного сбыта продукции машиностроения. Правда, на этом гарантированном рынке соцстраны и погорели, поскольку он делал бессмысленной разработку новых моделей.

Серьезные реформы СЭВа стали возможны лишь в перестроечные годы, когда все вдруг заговорили о таинственном социализме с человеческим лицом. В 1987 году наконец-то было решено создать единый социалистический рынок. Впервые за весь период существования СЭВа было официально признано, что без нормальных денежных отношений никакая торговля невозможна. Следствием этого должно было стать резкое сокращение натурального межгосударственного обмена. Теперь предприятия должны были сами заключать сделки с зарубежными партнерами. Однако реформирование системы внешнеэкономических связей при сохранении в прежнем виде экономики стран--членов СЭВ было бессмыслицей.

Подстраиваться под новый порядок не хотел никто. Правительства Болгарии, ГДР и Чехословакии прекрасно понимали, что держатся лишь благодаря СССР, и больше всего на свете боялись активности собственного населения. А в Венгрии и Польше, наоборот, уже полным ходом шло разрушение советской экономической модели, поэтому эти страны пытались по мере возможности дистанцироваться от "старшего брата". Принимать на себя в рамках СЭВ какие-либо новые обязательства они совершенно не хотели.

СЭВом были недовольны все, но как экономика соцстран будет функционировать вне этого блока, никто себе не представлял. Выяснилось, например, что СССР получал из стран СЭВ более 25% оборудования для АТС, вагонов и т. д. Во многих местах венгерские "Икарусы" и чешские трамваи составляли основу городского транспорта. К тому же многие советские предприятия не могли работать без деталей, поставляемых в соответствии с сэвовскими договорами. Из-за отсутствия комплектующих вставали заводы, рабочим ВАЗа и КамАЗа оставалось только материть социалистическую интеграцию вкупе с "проклятыми демократами". Да и странам Восточной Европы было не лучше, поскольку почти все, что производили в этих странах, можно было или продать в Советский Союз, или же сдать в утиль. Выяснилось, что 90% производимой в Болгарии продукции является неконкурентоспособной. Для Венгрии, Польши и Чехословакии эта цифра колебалась между 65 и 70%.

По мере того как СССР уходил из Восточной Европы, необходимость существования СЭВа становилась все более сомнительной. Эта организация умирала, однако ее структуры могли взять на себя координирование графика выхода из системы взаимных договоров. Но договариваться никому не хотелось, поскольку все были слишком недовольны друг другом.

СССР тоже не горел желанием любой ценой сохранить эту организацию. Если раньше поддержка стран народной демократии преследовала в первую очередь политические цели, а субсидирование нерациональных экономик было платой за лояльность, то теперь необходимость в этом отпала. Советский Союз решил, что за его сырье все должны платить одинаково, и в середине 1990 года объявил об одностороннем выходе из системы расчетов в переводных рублях. Для стран Восточной Европы это означало многократное подорожание энергоносителей, и они предпочли просто хлопнуть дверью.

Странная безденежная торговля, которую на протяжении десятилетий вели страны соцлагеря, привела к тому, что практически все члены СЭВ пребывали в уверенности, что их обманывают, что их страна дает больше, чем получает. Однозначно ответить на вопрос, кто выиграл, а кто проиграл в результате построения совместного социалистического хозяйства, довольно сложно. Судя по всему, социнтеграция вела к нивелировке экономик стран--членов СЭВ: сильные проигрывали, а слабые выигрывали. Если сравнивать экономическую ситуацию в странах Восточной Европы в 1928 году (пик предвоенного экономического подъема) и в 1970-м (наиболее успешный период функционирования СЭВа), то окажется, что доля стран Восточной Европы в мировом промышленном производстве увеличилась с 6,6 до 8,6%. При этом доля Румынии выросла с 0,3 до 1%, Болгарии — с 0,1 до 0,6%, доля Венгрии — 0,36 до 0,6%, в то время как доля Чехословакии снизилась с 1,7 до 1,5%, а ГДР — с 2,8 до 2,4%.

Кроме взаимного недовольства, от СЭВа остались еще и долги — плата за несовершенство переводного рубля. Дело в том, что условные цены на энергоносители были ниже, чем на готовую продукцию. Поскольку СССР импортировал в основном сырье, то сумма выигрышей его партнеров по блоку росла год от года. Когда в 80-е годы мировые цены на нефть заметно снизились, СССР из кредитора начал постепенно превращаться в должника. Если в 1975-1985 годах партнеры по блоку были должны СССР 15 млрд руб., то за период с 1986 по 1990 год роли поменялись: теперь уже Советский Союз задолжал 15 млрд руб. Поскольку Совет экономической взаимопомощи перестал существовать в неблагоприятный для СССР момент, расплачиваться с долгами пришлось именно ему. Согласно некоторым расчетам, за период с 1970 по 1984 год общая сумма выигрыша, полученного восточноевропейскими странами, составила $196 млрд. В среднем каждый житель этих стран выиграл $1760 (для ГДР эта цифра составила $3493, для Болгарии — $3488, для Чехословакии — $2828, для Венгрии — $1974, для Польши — $1021, а для Румынии — $169). Огромную выгоду получили в рамках СЭВ Монголия, Вьетнам и Куба.

Эксперимент по созданию единой советской Европы благополучно провалился.

Источники:
https://www.kommersant.ru/doc/443550
https://www.pnp.ru/in-world/nezakonchennyy-sevooborot.html

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Всем интересно смотреть на фотографии, снятые во время путешествий или просто в ...
Ведь что удивительно. Вот уже который день кровавая военщина Израиля топчет землю мирной Газы продолжается наземная операция Цахал, а число жертв среди населения Газы,  озвучиваемое мужественными защитниками прав палестинского народа террористами Хамаса как застыло на цифре ...
А самое главное делать это очень оперативно и чтобы вас потом не побили. Берём самое обычное лицо из толпы, делаем снимок , но не на свой телефон, а на фотоаппарат. Надеюсь не стоит рассказывать, что у телефона качество картинки в разы хуже. Только есть очень важная деталь, не важно ...
В американских (и не только) триллерах и детективах часто используется способ убийства, замаскированного под несчастный случай - в машине жертвы портят тормоза. И вот герой летит по серпантину, давит на педаль тормоза (нога на педали крупным ...
Весна отменяется. Нас пугают новым похолоданием. Из Сибири несется холодный фронт со словянским именем, котопый снищит температуру на 12-15 градусов. Я сегодня незаметно 3 часа провозилась в саду. Саша сорвал последний кумкват. Еще один рывок и фабрику по производству варенья можно ...