Сергей Гурьев и Юрий Шевчук. История несостоявшейся дуэли

топ 100 блогов humus05.02.2024

«Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой». История о том, как поссорились известный музыкальный критик и знаменитый исполнитель. Мы знаем много подобных историй. Редакция «Искры» вызывала на дуэль писателя Алексея Писемского, Мариетта Шагинян поэта Ходасевича. Сергей Есенин и Борис Пастернак по простому били друг другу светлые лица (сразу приходят на ум строки Валентина Катаева об одной из таких кулачных дуэлей: «Королевич (Есенин) совсем по-деревенски одной рукой держал интеллигентного мулата (Пастернака) за грудки, а другой пытался дать ему в ухо, в то время как мулат — по ходячему выражению тех лет, похожий одновременно и на араба, и на его лошадь, — с пылающим лицом, в развевающемся пиджаке с оторванными пуговицами с интеллигентной неумелостью ловчился ткнуть королевича кулаком в скулу, что ему никак не удавалось». Да, много было разного, Волошин с Гумилевым на дуэли делили расположение одной дамы, Мандельштам с Бородиным дрались из-за какого-то долга, но вот дуэль музкритика с музыкантом это уже новое слово в культурной жизни обеих столиц.
Итак, как и было сказано в Писании, «В начале было Слово»...

«Столица», 11(34), 19 июня 1998

Утробные мечты Юрия Юлиановича Шевчука
Девятнадцатого и двадцатого июня в рамках тура «Мир Номер Ноль» в спорткомплексе «Олимпийский» пройдут концерты группы ДДТ. Музыкальный критик Сергей Гурьев, анонсируя эти концерты, анализирует как сегодняшнее положение дел в группе, так и природу творчества ее лидера Юрия Шевчука, мечущегося меж двух огней: КСП и рок-н-ролла

Сергей Гурьев и Юрий Шевчук. История несостоявшейся дуэли IMG_4144.JPG

История

Вот уже около полутора десятилетий в среде отечественных рок-экспертов не утихает спор: можно ли считать песни Юрия Шевчука рок-н-роллом. Ядовитые шевчукофобы не без основания утверждают, что в мелодическом смысле это своеобразная смесь КСП с примитивным блатняком. Ценители ДДТ в качестве контраргумента обычно выдвигают следующий тезис: тембр голоса и манера самоотдачи достопочтенного Юрия Юлиановича носят сугубо рок-н-ролльный характер. А если к этим пирогам еще и подобрать сносные аранжировки...
Но вот здесь-то, похоже, собака и зарыта. Ибо маятник «рок-н-ролльности» ДДТ на всем протяжении истории ансамбля размеренно качался то в ту, то в другую сторону — в зависимости от прихода или ухода героев-аранжировщиков. На их плечи ложилась тяжелейшая задача: преподносить народу хорошего поющего поэта-песенника как настоящего рок-певца.
Забегая вперед, заметим, что дебютировавший на программе «Мир Номер Ноль» клавишник-аранжировщик Константин Шумайлов совершил чудо и качнул маятник в почти невозможную для Шевчука & Ко область музыкальных удач. Но для начала совершим краткий экскурс в прошлое.
Лучше всего неблагодарную функцию эстетизатора шевчуковских песен выполнял клавишник первого, уфимского состава ДДТ Вова Сигачев, нынче, к сожалению, пропавший без вести (по слухам, он убит то ли за долги, то ли за клептоманские выходки). Его задача упрощалась тем, что Шевчук 17 лет назад пришел в его группу простым вокалистом и вынужден был считаться с царившими в ансамбле рок-порядками: на прослушивании, к примеру, ему даже пришлось орать стандарты Deep Purple. И только после этого он бьи принят в группу. Кроме того, Сигачев обладал искрометным чувством юмора и бесшабашной энергией, что удачно уравновешивало миссионерский пафос Шевчука.
После распада гонимого КГБ уфимского состава ДДТ Шевчук перебрался в Ленинград, а Сигачев, как назло, женился на москвичке. Шевчука же засосала атмосфера ленинградского рок-клуба, где все норовили высказаться, но играли достаточно неважно. Он долгое время маялся между вынужденно гаражным звуком и ресторанной эстетикой а-ля «Последняя осень», пока у него в группе на бас-гитаре не появился огромный, как лев, лидер легендарного «Черного Обелиска» Анатолий Крупнов.
Могучий, горячий и искренний Толик легко и непринужденно прорисовал яркий и драйвовый контур архитектоники «дэдэтешных» хитов, моментально сняв наметившееся противоречие между андерграундной грязью и сопливой попсой. Но, к сожалению, авторитарность Шевчука, жаждавшего эксклюзива, отпугнула вольнолюбивого Крупнова, и он плавно отошел в ряды сукачевских «Неприкасаемых», где участие в посторонних проектах не возбранялось.
Знай Толик, сколько лет ему отпущено судьбой, и он, быть может, постарался бы записать хоть один альбом с последней легендой номинального русского рока, способной собирать стадионы не хуже Филиппа Киркорова.
Впрочем, эффектные аранжировки Крупнова во многом были сохранены и увидели свет на альбоме ДДТ 1995 года «Это все», одном из самых удачных за всю историю проекта. Увы, следующий, и куда более нашумевший альбом «Любовь» создавался уже в полном аранжировочном вакууме и заслуженно не состоялся — несмотря на запись в помпезной американской студии LongViewFarm, штат Массачусеттс.
И вот, на новой концептуальной программе Шевчука & Ко «Мир Номер Ноль» в составе группы появляется Шумайлов, которому вновь удается приблизить к музыке песни ансамбля.
Шумайлов — абсолютно нехарактерная и неожиданная для ДДТ фигура. После того как Шевчук в конце 1986-го обосновался в Ленинграде и стал формировать питерский состав группы, основу кадров составили, главным образом, музыканты, воспитанные либо на классических рок-н-ролльных стандартах, либо на эстетике 70-х годов. Неудивительно, что, когда революционный угар спал и антилюберецкие сатиры Шевчука перестали вызывать всеобщий восторг, рок-меломанов в музыке ДДТ все больше стали напрягать примитивность, помпезность и старомодность. Шумайлов здесь однозначно оказался человеком новой генерации.
Он впервые получил известность в конце 80-х как клавишник блестящего одесского трио «Кошк Ин Дом», игравшего холеный и эстетский арт-нью-вэйв на стихи Иосифа Бродского. Позднее, когда у Борзыкина разбежался по более кассовым группам золотой состав «Телевизора», Шумайлов очень много сделал для того чтобы этот проект, всегда славившийся своим модным и эффектным саундом, продолжал держаться на плаву. И вот, наконец, сенсация: утонченный, грациозный и независимый Костя Шумайлов (подпольная кличка — «Кот») вливается в простой и доверчивый состав ДДТ.
Программа
Концертный тур программы «Мир Номер Ноль» стартовал 1 мая и успел прокатиться по городам Украины, а также дал два мощных залпа в Петербурге. Сейчас мы можем судить о плодах альянса Шевчука с Шумайловым лишь по отзывам региональных корреспондентов и фрагментарным съемкам отдельных концертов тура, оперативно размещенных «Театром ДДТ» на различных каналах российского телевидения. Окончательные выводы делать, наверное, преждевременно, но бесспорно одно: появление Кота в ДДТ — одна из главных художественных интриг «Мира Номер Ноль».
Впрочем, ДДТ всегда славились не музыкальными инновациями, а текстами Шевчука и нюансами его идейной концепции. Юрий Юлианович любит с гордостью подчеркивать, что его группа — единственная в России, которая последовательно готовит одну за другой большие концептуальные программы, объединенные общей сквозной идеей. «Мир Номер Ноль» — четвертая такая программа, ей предшествовали: «Черный пес Петербург» (1992), «Это все» (1994) и «От и до» (1996) — последняя из них и вылилась в американскую «Любовь». Песни каждой программы Шевчук писал, уединяясь в деревенской глуши и нередко прибегая к услугам своего заветного сундука, забитого бесчисленными стихами, написанными в молодые годы. Для программы «Мир Номер Ноль» он написал аж 18 новых песен.
На вопрос, что же такое собственно «Мир Номер Ноль», Юрий Юлианович отвечает так: «Представьте себе: человек рождается. Первый месяц беременности, второй, третий, четвертый, девятый... И — раз! Родился человек. И сразу — атмосферное давление, грязная, грубая и жестокая жизнь, где каждому человеку дан выбор между добром и злом. Отчего кричит родившийся человек — он не хочет жить в этом Мире Номер Раз, в который нас послал Господь. Ему ужасно тяжело и больно. Он же перед этим, у мамы внутри, плавал в водичке, ему там было хорошо. Я помню, как я сам не хотел рождаться, прекрасно помню. А все, что было до того,— это Мир Номер Ноль — идеальный мир, русская идея... Этот рай, эти ангелы, кисельные берега, хлеб на деревьях растет... Вот он и у нас будет расти — в новой программе».
Если отбросить напрашивающееся зубоскальство в русле «Мама, роди меня обратно», то налицо очередной ракурс излюбленной Шевчуком темы ужасов социальной жизни, дающих ему лишний повод полюбоваться самим собой, способным так мужественно смотреть им в лицо. Настоящий мужчина...
Состав ДДТ очередного созыва, собранный для «Мира Номер Ноль», выглядит достаточно непривычно. Помимо Шумайлова в группе появился еще один новобранец — бас-гитарист Павел Борисов, пришедший в ансамбль из мира джаза. Предыдущий «маэстро четырех струн» Игорь Тихомиров (экс-«Кино») сейчас на сцену не выходит и заведует «звуковыми экспериментами». Впервые за всю историю питерского состава ДДТ в его рядах нет ритм-гитариста Андрея Васильева — он временно покинул группу «в связи с творческими разногласиями». По-прежнему в строю Вадик Курылев (гитара) и Игорь Доценко (ударные). Имеют место и небольшие «ривайвлы»: восстали из пепла удаленные в свое время из группы «Дядя Миша» Чернов (саксофон) и Никита Зайцев (скрипка).
Так что же такое все-таки ДДТ сегодня? Ансамбль сейчас имеет странный статус: с одной стороны, критики чуть ли не единодушно признают его «группой номер один в России», с другой — всерьез к нему не относятся, почитая за тяжелое, но живучее наследие горбачевской перестройки. Мощь и монструозность, принципиальность и упертость, искренность и кургузость. Да и можно ли считать Шевчука искренним человеком? В разборках со своей совестью — безусловно, а в призывах к всеобщей любви — трудно сказать. Во всяком случае, никто из ближайшего окружения Шевчука особого человеколюбия за ним, кажется, не замечает.
Человек
Говорят, Шевчук давно погряз в среде питерских бандитов . Что ж, известно, что настоящие бандиты не выносят дешевой ерунды, а Юрий Юлианович всегда подчеркнуто уходил от нее на другой полюс жизни. Шевчук знает, что находится по ту сторону добра и зла, и его «Мир Номер Ноль» — это некая мнимая (?) тоска по стороне, где нет ни добра, ни зла, ни ответственности. Зато ерунды, типа кисельных берегов, хватает. Но Шевчук, как и бандиты, человек серьезный. К тому же, он — человек титанической трудоспособности и внутренней энергии. И даже если он врет своим фанам, то делает это настолько убедительно, что удовлетворяет их ненасытную потребность в глобальной правде посреди океана всемирной лжи.
Пытаясь окончательно вернуться в «истинный рок-н-ролл» из мира приблатненно-трехаккордных попевок, Юрий Юлианович отнюдь не хочет вернуть себе расположение интеллигенции или рок-критики. Он хочет доказать самому себе, что он может, что он — настоящий. Беда в том, что настоящее в рок-н-ролле не так конкретно и осязаемо, как образность Шевчука, оно скорее угадывается, чем называется своим именем. И точки над i там либо не ставятся, либо носят суицидальный характер — такова, как правило, экстремально-рок-н-ролльная форма сведения счетов с Миром Номер Раз. Шевчук же эти точки ставит в виде кряжистых вех и вердиктов. Он жесток и материален, он — неотъемлемая часть Мира Номер Раз. И нельзя сказать, чтобы ему было так уж неуютно в нем.
Шевчук — очень сильный человек, и по жизни относится ко всем инфантилам, жаждущим законсервироваться в безмятежном Мире Номер Ноль, как к никчемным насекомым. Но он уже не раз обжигался на этой своей бульдозерной мощи и не раз имел возможность наблюдать следы разрушения, оставленные собою в тихой жизни слабых людей. И, отнюдь не будучи ницшеанцем, он немного боится своей силы и испытывает перед Миром Номер Ноль некий комплекс вины или, что скорее, хочет любой ценой доказать себе и всем вокруг, что его испытывает. Поэтому большинство песен новой программы ДДТ — превосходная пища для психоаналитика.
Задавая сам себе вопрос, какие старые песни группы могли бы органично сочетаться с песнями «Мира Номер Ноль», Шевчук сказал, что в этом смысле никаких вопросов у него не вызывает только одна — «Ветер». Похоже, что он таким образом попытался сделать своей новой программе замаскированный комплимент. «Ветер», песня из альбома «Это все»,— одна из немногих в творчестве ДДТ вещей, которые при всей своей эмоциональной глубине ничуть не грузят многотонным идейным содержанием и вместе с тем не скатываются к эстетике бессмертных бестселлеров Юрия Антонова. Программа «Мир Номер Ноль» к ней, безусловно, не скатывается, но и чистой, не замутненной надуманно-рефлексивными наворотами песенности ей, судя по первым впечатлениям, тоже не хватает. Попытка загнать чуть ли не все песни программы в вышеописанную концепцию вызвала у самого Шевчука автокомментарий: «Это очень сложно — как симфоническую музыку писать». Неужели пробовал?
И, тем не менее, на рок-н-ролл в этой программе ДДТ явно стали похожи больше, чем обычно. Впрочем, на большее надеяться, наверное, было нельзя. Так что спасибо тем, кто сделал все возможное и невозможное, чтобы эта этапная работа по-своему состоялась.


Прошло несколько лет.


«МК-бульвар», 10(248), 4-10 марта 2002

Сергей Гурьев и Юрий Шевчук. История несостоявшейся дуэли 01.JPG

Сергей Гурьев и Юрий Шевчук. История несостоявшейся дуэли 02.JPG

Сергей Гурьев и Юрий Шевчук. История несостоявшейся дуэли 03.JPG

Сергей Гурьев и Юрий Шевчук. История несостоявшейся дуэли 04.JPG

Итог: все живы-здоровы, каждый занят своими делами. Впрочем, ничего удивительного: большинство литературных дуэлей заканчивались примерно так же.
Для пожертвований
Ну вот и настало время, когда приходится обращаться с подобной просьбой. Блог не коммерческий, а расходов по его содержанию становится всё больше. Если у кого-нибудь из вас появится желание облегчить финансовое бремя автору этих строк, то вы можете воспользоваться этими реквизитами. За помощь благодарю, за отказ не осуждаю.
Пейпал:
paypal.me/humus1965
-------
Банковский перевод по Израилю:
leumi 10
branch 879
587014/26
----------
международный перевод:
IBAN
IL850108790000058701426
Ниже есть кнопочка для российских пользователей
Сергей Гурьев и Юрий Шевчук. История несостоявшейся дуэли

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Опять скандал вокруг Прилепина. Этот человек просто притягивает к себе всех неадекватов. Но сейчас я понимаю нападки на него. Пожелать Царствия Небесного всем погибшим при теракте — и нашим, и не нашим, это выглядит подозрительно и возмутительно. Но я прекрасно понимаю и Прилепина ...
Планировать второго ребёнка мы начали сразу после рождения сына. И приступили сразу, как мой гинеколог дал добро. Но из-за ГВ месячные отсутствовали до августа 16го. Потом было несколько циклов без овуляции. В ноябре цикл отказался пролетным, в декабре мы сознательно решили ...
Новости из Костромы. Все предвыборные скандалы здесь связаны с деятельностью оппозиционеров, которые продолжают натужно собирать сторонников. Решение активистов ПАРНАС платить деньги за посещение встреч дало плоды. На встречу пришло больше человек чем обычно. Вот только предупредить людей ...
...
ВОПРОС: Передаваемый экстаз ПЕРЕВЁРТЫШ Передаваемый экстаз Накрыл малюсенькие ушки, Пивные задремали кружки, Не проливая их топаз. ОРИГИНАЛ Невыразимая печаль Открыла два огромных глаза, — Цветочная проснулась ваза И выплеснула свой хрусталь. Вся комната напоена Истомой — ...