Серьезность

топ 100 блогов mike6703.09.2010 Я не то чтобы очень хорошо помнил Вадима Имаса и его жену Наталью, но помнил достаточно для того, чтобы узнать их на фотографии под текстом о расстрелянных 31 августа боевиками ХАМАСа Ицхаке и Тали Имас. Вадим и Наталья уехали в 91 году не просто так, а с целью стать настоящими евреями. Насколько могу судить, они добились своего. Вадим посвятил себя подвижническому служению Храмовой горе. Раввин Гедалья Гинзбург говорит о нем и Наталье как о праведниках. Патриоты страны, в которую они приехали по большой любви, которой служили и за которую погибли. Наверное, это и есть счастливая жизнь. Но я вспоминаю девяностый год, когда мы с ВН зашли к Вадиму в студенческом общежитии за какой-то понадобившейся вещью, и увидели, что он молится.

Поначалу его раскачивания напомнили мне тренера Лобановского, но я кстати вспомнил выраженьице: "как еврей на молитве", а ВН шепнул: "подожди, он скоро", и мы стали ждать тихонько ходя по комнате. Потом Имас дал нам искомое, но меня в его обращении с нами удивила какая-то не принятая среди студентов, а потому неприятная сухость. Потом мне рассказали, что они всерьез ударились в поиск корней, что жена Вадима вроде бы стала вдруг разговаривать с нарочитым, как из одесских анекдотов, акцентом. Вскоре Имасы эмигрировали или, если смотреть с другой стороны, репатриировались, и до последних дней я о них не слышал. Но та последняя встреча в общежитии засела у меня в душе какой-то занозой.

Дело не в том, что мы помешали Имасу молиться, я бы как раз понял эмоции человека, уставшего от студенческой бесцеремонности. Тут было другое. Я до того момента и вовсе не знал, что Имас еврей, поскольку не привык обращать внимание на национальность. Но после того случая я почувствовал, что стал для своего шапочного знакомого уже не таким же точно шапочным знакомым, а одним из какой-то анонимной массы не своих, чужих. Совсем чужих, по ту сторону какой-то невидимой мне стены. Было четкое понимание, что постучавшись туда, я уже не буду иметь права ответить "свои" на вопрос "кто?". Предыдущая жизнь не давала мне никакого опыта неполноценности, и теперь это ощущение невидимой стены (в годы, когда ломались все видимые!) вызывало легкий приступ онтологической паники.

Это же чувство возникало у меня неоднократно в общении с религиозными людьми. Не со всеми, но достаточно часто для того, чтобы тревожное ожидание не исчезало. Даже самые умные и воспитанные верующие (я уж не говорю о неумных и невоспитанных) нет-нет да и намекнут тебе, что ты качественно ниже их. Удивительное дело: в сообществах "по интересам", с жесткой иерархией по выслуге лет и мастерству, такого отношения к людям вне круга нет. В кружках кройки и шитья или школах боевых искусств невидимая профанам разница между младшим мастером и старшим учеником считается огромной, но действующая внутри этих школ система ценностей не абсолютизируется, не распространяется на профанов, поэтому мастер оригами никогда не посмотрит свысока на обычного прохожего. Религия же считает свои принципы обязательными для всех, и распространяет свою иерархию даже на тех, кто ее не признает. В самом деле, нельзя же сказать верующим, что их закон обязателен только для них, что их грех – является грехом только для того, кто признает всю их систему.

Если я скажу, что это выглядит, как если бы каратисты вдруг объявили филателистам, что спасутся только те, кто сможет отжаться сто раз на кулаках, или как если бы борцы заставили всех мужчин ходить со сломанными ушами (кстати, говорят, в Дагестане есть такая платная услуга), то люди, искушенные в спорах с атеистами, поморщатся – но поморщатся напрасно. Я не пытаюсь сделать вид, будто не знаю, чем религиозный выбор отличается от выбора между сортами пива. Не пытаюсь объяснять верующим, что верить надо в меру, без утраты здравомыслия, так, чтобы религия оставалась в рамках "развивающего увлечения" вроде посещения "кружка по фото". Любой верующий ответит, что к вере нельзя относиться как к хобби. Это верно. Но я не могу забыть и конец 80-х, когда было видно, какая дикая несерьезность легла в основу последующей серьезности. Выбор, особенно в те, последние советские годы, был самым что ни на есть случайным. Человек ложился спать нацистом, а просыпался ортодоксальным иудеем. Про одного из студентов мы, его друзья, перед очередной пьянкой спрашивали друг друга, кем он является в данный момент: марксистом, фрейдистом, католиком или православным, исследователем глубин алкогольного транса или борцом за здоровый образ жизни. Помнится, ревностно пройдя через все эти стадии, он в итоге остановился на гомосексуализме. Вспоминая то время, комсомольцев, которые, оставшись без паствы, уходили в христианство, каких-то совершено русских на вид ребят, которые внезапно отказались не только от свинины, но и от правильной русской речи, вспоминая о том, как мои сограждане уходили в ислам целыми республиками, я не могу отделаться не только от мысли о случайности того выбора, который делали новообращенные, но и от крайне тяжелого ощущения, что вовсе не любовь к людям и не смирение перед чем-то более высоким, а преклонение перед собственным "Я" лежало в основе этого выбора. Желание занять более высокое место в иерархии. Бывало, придет такой человек в гости, ест за общим столом что-то свое, незапретное, и смотрит с осуждением на окружающих. Для каждого верующего его религия универсальна и абсолютна, но когда посмотришь со стороны на адептов разных вер, картина выглядит иначе. Я знаю нужные повороты головы, при которых картинка становится "протестантской" или "мусульманской", но все время ходить с наклоненной головой, по крайней мере, наклоненной в одну сторону кажется мне странным. Несть ни эллина, ни иудея. Да, я хорошо помню время, когда не было. Теперь появились.

И я не могу понять, как относиться к судьбе Вадима и Натальи. При строго определенном "повороте головы" я нахожу такую точку, из которой вижу героев и праведников. Но чуть моргну – и снова вижу обычных ребят, которые двадцать лет назад могли бы начать собирать марки или сочинять стихи. И тогда шестеро их детей не остались бы сиротами.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
01.09.2010 31
Архив записей в блогах:
Уверен, что после этой статьи на меня обидятся многие жители государств, про которые хочу рассказать. Но ничего не поделаешь, я не купюра в сто рублей, чтобы меня все любили. Итак, на сегодня мне довелось побывать во всех странах бывшего СССР, исключая Туркменистан, куда попасть крайне ...
Скорее всего его не пропустят, но спрошу. Скажите мне пожалуйста, в русскоязычном сообществе закончились русские слова? Что за слово "сиблинги? (Не уверена, что написала правильно, уж простите). Зачем заменять русские слова иностранными? Очень обидно за великий и могучий! ...
На 90-м году жизни скончался британский писатель Дик Френсис, автор десятков ...
Очередной этап конкурса - дерево. Я целую неделю ходила кругами вокруг этой темы - не могла уцепить вдохновение. Даже уже начали проскакивать мысли - а может пропустить этот этап. Но тут же сам себя одернула - это же будет малодушием... Пусть будет, как будет. Сначала хотела нарисовать ...
Старые контракты будут выполнены, но новые заключать министерство обороны Израиля запретило. Решение обусловлено "вмешательством России в военный конфликт на Украине" и принято во взаимодействии с администрацией США. Все израильские компании, занятые в создании беспилотных авиационных ...