"Серафимов служка" Н.А. Мотовилов
Денис Положаев — 03.12.2011 И я
также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей:
если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых
написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги
пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в
святом граде и в том, что написано в книге
сей.
Откр.,22:18,19
Все пророчества о земной судьбе Церкви вплоть до кончины мира изложены в книге Откровения апостола Иоанна Богослова. Книга заканчивается предостережением любителям отсебятины, тем, кто захочет что-то убавить или прибавить. Но находится в наше безпокойное время большое число людей, которым мало того, что сказано в иоанновом Откровении, и предостережения не действуют. В нашей православной и полуправославной среде ходят многочисленные «пророчества о будущем России», и среди них самое видное место принадлежит пророчествам преподобного Серафима Саровского в изложении «серафимова служки», симбирского и арзамасского помещика Николая Мотовилова.
Пророчества Серафима в изложении Мотовилова обычно подаются в
нынешней околоцерковной публицистике в причесанном,
подредактированном виде, часто в форме пересказа, а не цитатой.
Полезно, однако, познакомиться с писаниями Мотовилова в их
подлинном виде.
Вообще, с личностью Мотовилова в среде православного люда связано
несколько мифов.
Во-первых, почему-то считается, что Серафим Саровский выбрал
Мотовилова для того, чтобы надиктовать ему для потомков
умопомрачительные тайны, связанные с Дивеевским монастырем,
антихристом, будущим России и концом света. Однако это не совсем
так. Серафим, зная, что бывавший у него наездами Мотовилов –
богатый помещик, просто поручил его экономическому и денежному
попечению созданный его - Серафима - стараниями женский
монастырь в Дивееве. Так что все гораздо проще и прозаичнее. Именно
в этом смысле Мотовилов был «служкой» святого, а вовсе не в
качестве секретаря-референта.
Во-вторых, не понимая, для чего преподобному понадобилось
создавать женский общежительный монастырь, православные фантазеры,
с легкой руки Нилуса и прочих рассказчиков, приписали и продолжают
приписывать сие начинание каким-то таинственным апокалиптическим
замыслам, и Дивеево в народной фантазии превратилось из простого
женского монастыря в «четвертый удел Пресвятой Богородицы»,
последний бастион против антихриста, огражденный от его происков
вполне магическим (по психологической сути) артефактом –
знаменитой канавкой. На самом деле объясняется все гораздо проще. В
России XIX века было несколько типов монастырей. Были монастыри
общежительные, в которые мог поступить любой желающий, не
имея гроша за душой, потому что устав этих монастырей предполагает
полный коммунизм, и член такой общины получает от монастыря все,
всключая келлию, одежду и пропитание, и за это отдает монастырю
свой труд; наряду с общежительными имелись монастыри
штатные (имевшие определенный штат, т.е.
фиксированное число монахов, сверх которого никто не принимался),
получавшие содержание от казны. Были также монастыри заштатные
- монах в таком монастыре строил себе келлию за свой счет, жил
в которой также за свой счет, кроме того при поступлении должен был
внести в кассу монастыря достаточно большую сумму денег;
обязательных общих послушаний, то есть работ по
хозяйственной части в таких монастырях не было, потому что все
хозяйственные работы в них производились наемными работниками.
Ясно, что в братию штатного монастыря можно было попасть лишь по
блату, в братию заштатного – имея счет в банке.
Так вот, в России XIX века общежительные монастыри, куда мог
поступить любой желающий, были только мужские, женские же были все
либо штатные, либо заштатные, и тех было немного. По этой причине
большое число благочестивых вдов и девиц, ища спасения, но не имея
денег, не имели возможности принять монашество. Вот поэтому
некоторые русские подвижники, такие как преп.Серафим Саровский и
преп.Амвросий Оптинский, заботясь о верующих неимущих
женщинах, использовали свое влияние для создания женских
общежительных монастырей, и привлекали к этому богатых
спонсоров - верующих купцов и помещиков. Так был создан
дивеевский монастырь, так же точно женский монастырь в Шамордино
Калужской губернии. Вот и вся разгадка «великой дивеевской
тайны».
Обратимся теперь к личности Н.А.Мотовилова. О качестве
мотовиловских свидетельств (в смысле достоверности передачи слов
преп. Серафима) уже много писалось, есть, например, статья на
эту тему А.Стрижева Чего не изрекал преподобный Серафим. К
вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве (см.: http://www.blagogon.ru/articles/218/).
Хочу добавить несколько слов от себя. Если обратиться к письмам
Мотовилова, которые тот писал двум русским царям – Николаю I-му и
Александру II-му (http://krotov.info/acts/19/1850/motovilov.htm),
то из них можно видеть, что Мотовилов был человек, во-первых,
глубоко верующий, во-вторых, к сожалению, очень экзальтированный, и
в третьих, также к сожалению, необразованный и самонадеянный.
Когда читаешь его многословные, написанные замысловатым
неудобочитаемым и при этом крайне льстивым, заискивающим слогом
послания к Николаю I-му, трудно понять, чего, собственно, хотел от
Императора их автор. Никаких сногсшибательных сведений о крамоле,
чего мог бы не знать царь, в письмах не содержится, одни общие
рассуждения. Общее впечатление такое: Мотовилов просто хотел
обратить на себя внимание царя, добиться у него приема, чтобы
показать ему, что вот есть у царя такой верный в лице Мотовилова
дворянин, на которого царь может положиться. Короче, Мотовилов
таким способом, говоря сегодняшним языком, рекламировал себя перед
царем в целях карьерного роста. В этом, конечно, самом по себе нет
ничего предосудительного. Отметим только, что царь Мотовилова так и
не принял. Но помимо общих рассуждений о крамоле и хвастовства
близким знакомством с подвижником, письма содержат известия
мистического характера, и вот тут начинается самое интересное.
Например, известное из его жития предсказание преп. Серафима о его
предстоящем воскресение на какое-то время для проповеди покаянии,
оказывается, должно было произойти в царствование Николая
Первого. В своем письме от от 7 марта 1854 года Мотовилов
пишет о Серафиме:
«А о нем [ т.е. о преп. Серафиме ] прояснено мне то,
что он воскреснет прежде общего всех воскресения из мертвых в
царствовании Вашего Императорского Величества и единственно лишь
только для Вас, Великий Государь, о чем всем в полноте всего и
вышеизложенного, изъяснив по сущей справедливости, по долгу
православно-христианской верноподданнической совести, что готов и
присягою подтвердить, вполне предаю себя Всеавгустейшей воле Вашего
Императорского Величества...»
Напомню, что Николай I вскоре умер, а Серафим Саровский и по сей
день не воскрес. Нужно обратить особое внимание на этот льстивый
пассаж из мотовиловского письма Императору, ибо он своей явной
нелепостью полностью ставит под сомнение, если напрочь не
перечеркивает, популярное в среде нынешних православных пророчество
Серафима Саровского о своем воскресении («великой дивеевской
тайне»), ибо источником сведений об этом предсказании во всех
известных вариантах выступает все тот же Мотовилов.
Во втором своем письме к Императору Николаю I-му от 9 марта 1854
года Мотовилов предсказывает умершему через год царю имеющий будто
бы произойти в его царствование «во всех местах Земли Русской
всеобщий бунт», во время которого:
«на первых порах много прольется неповинной крови, реки ее
потекут по Земле Русской, много и вашей братьи, дворян, и
духовенства, и купечества, расположенных к Государю, убьют; но
когда Земля Русская разделится и одна сторона явно останется с
бунтовщиками, другая же явно станет за Государя и целость России,
вот тогда, ваше Боголюбие, усердие ваше по Боге и ко времени. И
Господь поможет правому делу: станет за Государя и Отечество и
святую Церковь нашу, а Государя и всю Царскую Фамилию сохранит
Господь невидимою десницею Своею и даст полную победу поднявшим
оружие за Него, за Церковь и за благо нераздельности Земли Русской;
но не столько и тут крови прольется, сколько тогда, как
когда правая за Государя стоявшая сторона получит победу и
переловит всех изменников, и предаст их в руки правосудия.
Тогда уж никого в Сибирь не пошлют, а всех казнят — и вот тут-то
еще более прежнего крови прольется, но ета кровь будет последняя,
очистительная кровь, ибо после того Господь благословит
люди Своя миром и превознесет рог помазанного Своего
Давида, раба Своего, мужа по сердцу Своему, благочестивейшего
Государя Императора Николая Павловича — его же
утвердила и паче утвердит десница Его святая над Землею
Русскою.»
Одно из двух: либо Мотовилов просто наврал самым безсовестным
образом, выдав свой дилетантский политический прогноз за
пророчество Серафима, либо, если тут речь идет о предсказанной
преподобным революции и гражданской войне, происшедших в
царствование правнука Николая Павловича - Николая II-го
Александровича, то и тогда Мотовилов все переврал, поскольку 1)
белые не выступали за царя, 2) белые потерпели сокрушительное
поражение, 3) царь был убит вместе с семьей, и власть в России
захватили те самые изменники и бунтовщики, наказание которым
пророчит Мотовилов.
В «Докладной записке Императору Александру II-му» (там же http://krotov.info/acts/19/1850/motovilov.htm)
Мотовилов пишет о своем видении св. Серафима, который будто
бы явился ему и велел через него Александру II-му послать икону
Божьей Матери Радосте всех радостей президенту Южных
(рабовладельческих) Штатов протестанту Дэвису, для мистической
помощи в войне против «аболюционистов» (противников рабства)
Севера во главе с Линкольном. Видимо, Мотовилов не знал, что
Александр II поддерживал как раз таки Линкольна, видимо не знал
также и того, что протестанты не почитают икон.
В общем, ясно, что за человек был Н.А.Мотовилов – религиозно
настроенный фантазер, живший в воображаемом мире, который слабо
отличал от реальности. Нужно еще напомнить, что в течение 30 лет
Мотовилов страдал от тяжелой психической болезни, на языке религии
– бесоодержимостью, что сам ярко описал в своих записках. Все это
можно найти в книге С.Нилуса Великое в малом. Вряд ли
благоразумно со стороны современных русских христиан безпрекословно
доверять человеку явно не слишком нормальному.
Вот что писала после смерти Мотовилова его вдова Е.И.Мотовилова
(там же, http://krotov.info/acts/19/1850/motovilov.htm):
«Николай Александрович говорил мне, что отец Серафим сказал
ему, «что все то, что носит название «декабристов», «реформаторов»
и принадлежит к «бытоулучшительной партии», есть истинное
антихристианство, которое, развиваясь, приведет к разрушению
христианства на земле, и отчасти православия, и закончится
воцарением антихриста над всеми странами Мира, кроме
России, которая сольется в одно целое с прочими землями славянскими
и составит громадный народный океан, пред которым будут в страхе
прочие племена земные. И это, говорил он, так верно, как
дважды два — четыре.»
Уже отмечалось многими, что Серафим Саровский не мог говорить о
«декабристах» – наименование «декабристы» появилось намного позже
декабрьского путча 1825 года, вряд ли мог использовать и слово
«реформаторы». Впрочем, Мотовилов мог использовать эти термины,
передавая своими словами речь старца. Важно другое: выделенное мной
жирным шрифтом – это же явно изложение собственных
славянофильских взглядов Мотовилова. В русском образованном
обществе где-то с середины XIX века велись бурные споры о пути
дальнейшего развития России, споры между западниками и
славянофилами, чьи позиции понятны из названий. Ясно, что Мотовилов
по своему увлекающемуся характеру не мог не взять сторону
славянофильствующей партии. Мотовилов и по своим личным знакомствам
вращался в славянофильских кругах. Первая невеста, к которой он
сватался и которая ему отказала, вышла замуж за А.И Хомякова –
одного из столпов славянофильского движения. Именно славянофилы
пророчили России великое будущее в союзе с прочими
славянскими народами.
В славянофильских кругах была популярна идея захвата
Константинополя и создания панславянской империи с Россией во
главе, Константинополь видели в качестве столицы этой
фантастической империи. И вот, у Мотовилова есть и на этот счет
«пророчество старца Серафима», тоже популярное на Руси в среде
нынешних православных:
«соединенными силами России и других народов Константинополь и
Иерусалим будут полонены. При разделе Турции она почти вся
останется за Россией…»
Нужно заметить, что панславизм славянофилов по сути ничего общего с
православием как религией не имел, не смотря на то, что все
славянофилы были людьми верующими; панславизм являлся просто
русским аналогом модных тогда в Европе политических идей
пангерманизма, панбританизма, и прочих появившихся тогда в Европе
националистических идей и стремлений к государственному объединению
народов по национальному признаку, взамен прежнего
религиозного. Знаменитый консерватор Константин Леонтьев
называл это движение племенным началом в политике и считал
одним из проявлений эгалитарного демократического
разложения христианской культуры. Действительно, идея эта –
противохристианская по сути, и привела в ХХ веке к I-й мировой
войне, которой предшествовал ряд более мелких войн, и, как к
конечному результату, к краху христианской цивилизации. В наше
время преломление старых панславистских идей мы видим в
евразийстве (или неоевразийстве), где православию
отводится уже чисто прагматическая служебная роль
объединяющего фактора наравне с исламом.
|
</> |