Семья Морачевских Часть 2
mark60w — 17.12.2025
В Российской империи семья Морачевских происходила из Черниговской губернии , и в 1783 году была приписана к российскому дворянству за заслуги предков.
Прапрадед заведующего кафедрой физической химии Ленинградского Политехнического Института Андрея Георгиевича, Филипп Семёнович Морачевский, будучи учителем российской словесности, остался в нашей памяти переводчиком «Євангеліє» (1860), «Діяння святих апостолів» (конец 1861 — начало 1862), «Апокаліпсис» (1864), «Псалтир» (конец 1964 — до мая 1865), составителем «Словаря малороссийского языка» (1853), учебников «История Русской Словесности» в трёх томах (1841—1842) и «Священная история» (1862), Императорская Академия наук принимала активное участие в публикации Евангелия, признававшая его перевод лучшим среди всех аналогичных славянских переводов. Тем не менее, языковая политика Российской империи препятствовала изданию этих переводов. Евангелия в переводах Морачевского были переизданы в Польше (Варшава, 1937), Канаде (Виннипег, 1948) и США (Баунд-Брук, 1966); их до сих пор используют во время богослужений.

Виталий Витальевич Морачевский, его внук, русский географ, статистик и почвовед, родившийся 16 января 1873 года в Петербурге в семье государственного служащего, активно участвовал в создании многотомного издания «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества», где написал несколько глав, посвящённых населению и промыслам различных регионов России. Одним из его шестерых детей был сын по имени Юрий.
Юрий (Георгий) Витальевич Морачевский , родившийся 11 июля 1894 года в Санкт-Петербурге вырос в очень значительную личность советских химических наук. Химик-аналитик, специалист в области геохимии , педагог, профессор Ленинградского государственного университета, заведующий кафедрой аналитической химии химического факультета ЛГУ. Автор ряда монографий, учебников, справочников и многих публикаций по гео- и аналитической химии. Один из основателей Института химии силикатов АН СССР и заведующий его лабораторией.

Всего этого могло и не случиться, потому что Георгий Витальевич Морачевский в апреле 1917 года вступил в партию социалистов-революционеров. В январе 1918 года в Василеостровском комитете ПСР состоял руководителем районной дружины (февраль-апрель). Выход из партии эсеров в ноябре не слишком помогли ему, потому что он был привлечён качестве обвиняемого к Процессу над членами ЦК партии, инициированному в результате расследования ряда известных террористических актов 1918 года (убийство Урицкого и Володарского, покушения на Ленина), которые явились поводом к началу Красного террора. В ходе процесса Морачевский был «оправдан за недоказанностью обвинений», как непричастный к одному из эпизодов, рассматривавшихся судом (убийство Володарского) и освобождён.Интересен тот факт, что Ю. В. Морачевский был арестован и выведен на процесс благодаря большевистскому провокатору Семенову, внедренного большевиками в ЦК партии эсеров. Этот самый Семёнов, снимая в квартире Ю. Морачевского комнату, без ведома хозяина прятал убийцу Володарского Сергеева. Семёнов вынужден был признать это. 25 апреля 1924 года Морачевский был вновь арестован и находился в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН). Что спасло Георгия Витальевича от кровавой мясорубки советской истории, понять тяжело. Но повезло. Люди лишались головы и за меньшие провинности.
Не просто украшение: почему люди выбирают вещи на заказ
Великая Арийская Империя
Падение Берии глазами русской эмиграции
2 года в деревне
Краткий обзор особенностей каждого штата США.
Что ученые нам презентуют как «еду будущего»: насекомые, медузы и 3D-пицца
Легенды Шикидзакуры: Цветок, что смеется над зимой

