Семья без отца.
Сообщество "Best of the Best. Лучшее в Гайд-Парке." — 26.10.2011
Я никогда не думала,что осмелюсь рассказать эту историю.
Даже не знаю с чего начать.
Когда мы слушаем рассказы из жизни, мы пропускаем их через
свои моральные и этические установки. И по завершению повествования
у нас уже есть готовая "оценка" всему услышанному.
Это плохо. Это хорошо. Это белое. Это чёрное. Кто из нас
хлебнул в этой жизни "вагон и маленькую тележку" - может ещё и
полутона различать, а то и всю палитру, какая только есть в
этом мире.
Наверное, вы замечали, как сдержанны в оценках пожилые
люди? Вот и я об этом.
А я никак не могла пропустить через себя эту историю , о
которой кратко и хочу рассказать. Нет у меня каких-то нужных
критериев, чтобы вообще понять всё это,я уже не говорю о том, чтоб
дать какое-то объяснение.
***
Мы одно время, пока папе не дали квартиру, "скитались по
углам", и немного пожили у бабушки с дедушкой. После
переезда, меня тянуло в дом дедов, так-как там остались все мои
друзья, а новых я ещё не успела завести. Двор был дружный, детей
было много, даже став взрослыми, мы продолжали встречаться и с
двумя девочками мы дружны до сих пор.
В третьем подъезде этого большого девятиэтажного дома на
улице Красной Звезды жила с виду обычная семья. Мать и двое детей.
Дочь и сын. Отца никто никогда не видел.
Это были единственные дети во всём доме, которые держались
особняком и мало того, на улицу они вообще выходили редко. Худые,
можно сказать даже тощие, какие-то синюшные, но и мать, и её дети
отличались необыкновенной красотой, породистой красотой.
Все чернявые, у матери и дочери шикарные длинные, пышные
волосы, у сына шикарная шевелюра , только вот вид весь ему
портили очки с бифокальными линзами. И немного
заикался.
Мать мне напоминала графиню из фильма "Бронзовая птица", если
кто смотрел этот фильм. Не внешностью, а своей
неприступностью и величавостью. Я её побаивалась. У неё был такой
пронзительный взгляд, что казалось, будто она всё о тебе знает.
Всё, всё, всё. И даже то, что ты сам о себе не знаешь.
Очень высокие, все трое. Очень. Когда они шли все вместе,
немного было жутковато. Ровные спины, проницательный взгляд и
чуть лёгкая улыбка, касающаяся их губ. Они всегда чуть улыбались.
Всегда. Шествие их напоминало этакую "психическую"
атаку.
Дети есть дети, и мы старались их притормозить во дворе,
втянуть в водоворот наших незатейливых игр, но эти девочка и
мальчик, постояв с нами для приличия совсем немного, убегали
домой. Компьютеров раньше не было, по телевизору всего два
чёрно-белых канала и что там так их держало в четырёх стенах - нам
вообще было непонятно.
Как-то я пришла в гости к одной из подружек, она как раз жила
в третьем подъезде. Заигрались в куклы, в "школу", и вот время
уходить, а к ним и пришла вот эта мать, но без детей. Семья эта,
как оказалось, жила с подружкой моей на одной
площадке.
Когда мы столкнулись с ней в дверях, она, глядя прямо мне в
глаза сказала : "Лена, я вчера с вами ехала в автобусе, мне не
понравилось, как ты говорила со своей матерью( так и было
сказано - МАТЕРЬЮ, и если учесть что я училась в классе втором,
кажется, то вообще ужасно ребёнку слышать слово МАТЬ, а не
МАМА) , ты очень нехорошая девочка, ты плохая девочка, и БОГ
ТЕБЯ НАКАЖЕТ!".
Я уже не помнила, что такого плохого я могла сказать своей
любимой маме, а тем более в автобусе, но скорее всего я
капризничала, и не хотела ехать в школу. Мы переехали, а
доучивалась я ещё у бабушки, и приходилось рано вставать и
добираться с пересадками через весь город.
Возможно хныкала, а мама психанула. Не думаю, что было что-то
вообще уж из ряда вон. Была примерным ребёнком всегда, если не
считать отдельных эпизодов периода переходного возраста. Всё как и
у всех.
И вот, стоит эта "графиня" надо мной, как орлица,
высокая,большая, костлявая, сверлит меня своими цыганистыми
глазами,а я сдвинуться с места не могу. А она не унимается. И по
нарастающей.
Глаза горят, голос нагнетается, и вот она уже орёт. И тут я
увидела пену на краю её губ. Я ещё в том возрасте поняла это
выражение - "с пеной у рта".
Выбежала из комнаты мама подружки, бабушка, ещё кто-то
и стали успокаивать эту женщину, которая просто зашлась в
истерике, а мне они тихо шепнули : "Беги, Леночка! Беги!".
Я понеслась от этого кошмара, колотя пятками по заднице, вниз
по лестнице, забыв о наличии лифта. Все девять пролётов
многоэтажного дома промелькнули в одну секунду. Мне кажется сейчас,
что я даже подлетала в некоторых местах от немыслимо развитой
скорости.
Не знаю, какое в этот момент у меня было выражение лица, но
дома я целый час не могла ничего говорить. Только мычала. Мама
напоила меня чаем с лимоном, дала вонючей валерьянки и я
расплакалась. От пережитого ужаса.
Вот так, впервые, я столкнулась с тихопомешанной.
Потом, став немного старше, я узнала об этой семье
подробнее.
Их бросил отец. А была очень сильная любовь, настоящая, такая,
о которой пишут книги, слагают песни и снимают кино.
Но, - "красивая и смелая дорогу перешла....", как пела моя
любимая певица Анна Герман.
Предал. Да так предал, что без всяких объяснений. И
оставил без помощи, без алиментов. Свалил за границу с
молодой и красивой. Её родители помогли. До сих пор не понимаю, как
в то, советское время, имея двоих детей, без согласия семьи, можно
было такое провернуть. Но у новой пассии были влиятельные родители
и ...что сделано, то сделано.
Вот с тех самых пор крыша у женщины и стала съезжать. Хотя,
уже в старших классах, я стала понимать, что не совсем в болезни
дело.
Женщина была правдолюбкой. Вот именно вот такой, когда хуже
воровства. Когда все всё видят и всё понимают, но молчат, а она
одна об этом говорит.
И относятся у нас к таким, как к блаженным, убогим и
сумасшедшим.
И честная, и порядочная, и гордая.И это всё о ней.
Отказывалась от любой помощи, которую предлагали люди. Сквозь
зубы, с неизменной улыбкой, цедила : "Нам подачек не надо. Уберите
немедленно."
Мне было жалко детей. Я не знаю, на что они жили.
Женщина нигде не работала. Она была на какой-то инвалидности.
Девчонка ходила в одном и том же платье летом, осенью,
весной, зимой.
И не простое это было платье, - это было костюмное платье.
Танцевальный костюм. Сиреневый, с украинскими цветными орнаментами.
Она смотрелась в нём нелепо, но и необычно в тоже время. И балетки
были танцевальные. Я занималась танцами и знаю о чём говорю.
Вероятно, кто-то всё-таки смог подсунуть хоть такую
помощь.
Мальчишка, сколько его помню, ходил к коротеньких штанишках, и
в каких-то блеклых рубашках.
Стоит мне сейчас закрыть глаза, я сразу вижу их, брата и
сестру, тонких, высоких, взявшихся за руки,как
маленькие детки ( они ВСЕГДА шли, крепко взявшись за руки,
как-будто боялись друг друга потерять), идущих из магазина.
Авоська в руках,а в авоське неизменно - бутылка кефира и
булочка. ВСЕГДА. Во все времена. Бутылочка кефира и булочка.
Когда бы я их не встретила.
***
Девочка умерла на уроке физкультуры. Утром, во время разминки.
Бежали по стадиону, она отстала от одноклассников, посинела и
рухнула на землю. Истощение и как следствие - остановка
сердца.
Мать на похоронах не проронила ни слезинки. Брат горько
плакал, повторяя :"Нина, Ниночка, Ниночка моя...".
"Не смей, не смей плакать. Ты же мужчина, замолчиииии...!!!" -
шипела все похороны мать.
Через неделю уже хоронили её. Мальчика забрала родственница.
Как сложилась его дальнейшая жизнь - я не знаю. Хочется верить, что
хорошо.
Только на похоронах матери, многие люди узнали, как жила эта
семья. В квартире, при жизни матери, никто никогда не был из
посторонних. Просто их не пускали.
Две комнаты, - чисто, но очень бедно. В каждой комнате -
железная кровать, стол и стул. На кухне стол и буфет. Старый
телевизор. И больше ничего. Ни цветов, ни ковров. НИЧЕГО. Это были
восьмидесятые годы.
***
Я вспоминаю их и не сейчас, ни тогда не могла понять одного.
Где то ЧМО, которое "ОТЕЦ" ? Никогда не посылала никому
проклятий, и понимаю, что жизнь и судьба человеческие не так
просты, как кажется, на первый взгляд.
Но хочется крикнуть через океан человеку( по всем расчётам -
он ещё живёт и здраствует, должно быть) , да и вообще всем мужикам,
бросающих вот так своих детей ради "второй молодости". Будьте
вы прокляты за своих погубленных детей. Нет вам прощения,
подонки!
В самом начале своего рассказа я говорила о том, что не
могу определиться с отношением своим к данной истории.
Но, как видите, к концу своего повествования - всё-же
определилась. А ведь всего ничего для этого и надо было.
Просто эту историю рассказать...а может быть просто
выговориться.