Семейное обучение
chonora — 09.09.2018 Несколько лет назад у меня появилась новая знакомая, соседка. Ее дети тогда были в возрасте около семи лет, и ее остро интересовали вопросы, связанные с образованием. А мои старшие находились на этапах "старшеклассник-выпускник-студент", то есть можно уже было делать некоторые выводы. Поэтому мы часто и подолгу обсуждали различные методы и формы обучения.Совсем недавно мы с ней снова заговорили об этом, и соседка, дети которой сейчас находятся на грани начальной и средней школы, упрекнула меня в том, что я ее обманула. Я, конечно, уже не помню, что именно я тогда рассказывала, но услышала она меня следующим образом: "Нужно сдать ребенка пораньше в садик, потом отвести на подготовку, через год отправить в школу и записать в пару кружков или спортивных секций. Уроки с ним делать не надо, оценки значения не имеют. Родителям остается только сидеть и ждать, когда ребенок начнет выигрывать соревнования и олимпиады, а потом поступит без репетиторов в сильный ВУЗ".
- И в самом деле, - сказала моя знакомая, - на первый взгляд, ты именно так и делала, и у тебя все получилось. Только наблюдая вашу семью изо дня в день, я стала понимать, что это неправда. Что все твои дети по факту находятся "на семейном обучении", и школа, в частности, это всего лишь один из образовательных ресурсов, который вы используете.
Мне, честно говоря, это всегда казалось очевидным фактом, не требующим отдельного упоминания. У меня вызывает искренне недоумение предположение о том, что ответственность за обучение моих детей лежит на школе. Или на секции бадминтона, например. То есть они, разумеется, внесут какой-то вклад в развитие моего ребенка и с удовольствием повесят на стенку заработанные им дипломы и грамоты. А потом наберут новых детей. И только моя семья реально будет иметь дело с последствиями этого обучения, с тем, насколько интеллектуально и физически развит каждый из моих детей, насколько он социально адаптирован и психически уравновешен, то есть готов к самостоятельной жизни.
Возможно, сказывается мой опыт с обучением старшей дочери - она сочетала учебу в школе с серьезной спортивной карьерой, поэтому нам с ней не удалось поверить в сакральность школьного образования. В процессе Вика сменила три школы, подстраивая их под режим тренировок, и все их строгие "требования" на поверку оказывались вовсе не обязательными.
Однако сейчас я понимаю, что моя позиция не слишком популярна. Пройдя в начале учебного года по череде собраний, пообщавшись с родителями, я увидела, насколько люди напряжены. Они вручают садикам и школам самое дорогое, причем воспринимают это настолько серьезно, словно отдают детей на усыновление. С одной стороны, они готовы беспрекословно выполнять любые безумные требования, с другой - заранее недовольны прогнозируемым результатом.
Я рассматриваю всю эту картинку с другой стороны. Вот у меня есть восьмилетний Петька. Обеспечить ему столько бонусов - возможность полдня провести в компании сверстников под присмотром адекватного взрослого человека, занимаясь при этом периодически некоторой интеллектуальной деятельностью - в домашних условиях я не в силах и твердо отдаю себе в этом отчет. Либо я должна положить жизнь на сопровождение его досуга, либо он будет целыми днями строить дворцы в Майнкрафте, либо болтаться по улицам в сомнительной компании. И я ужасно благодарна школе за то, что сравнительно недорого она занимает Петькины полдня. При этом рассчитывать на то, что школа будет чему-то учить мне кажется не слишком дальновидным. То есть такое может случиться, но в обязательный пакет услуг по умолчанию не входит.
|
</> |