Семьдесят лет назад


Сегодня за завтраком разговорился с матушкой на тему лета 1944 и марша пленных, чему она была свидетелем. Она тогда заканчивала институт и писала диплом в помещении парткома Министерства путей сообщения. Да, в то время туда пускали беспартийных – зимой можно было греться, там была библиотека, и студентам выделяли стол на каждого, что было роскошью. Располагалось это здание недалеко от Красных Ворот.
По радио сообщили, что поведут пленных по Садовому кольцу, и все побежали смотреть, благо было недалеко. Ну и я, говорит, пошла.
Зрителей собралось очень много, стояли плотно. Довольно скоро показалась колонна пленных, они шли от Сухаревки в сторону Курского вокзала. Впереди шли генералы и старшие офицеры в форме и даже, вроде, с наградами. Эти шли молча, совершенно безучастно, смотрели прямо перед собой, абсолютно никаких эмоций.
Потом шли младшие офицеры и наконец огромная масса солдат. Выглядели они ужасающе – грязные, зачуханные, все в каком-то рванье, на ногах не пойми чего, оборванцы оборванцами. В отличие от офицеров, многие вертелись во все стороны, разглядывали дома, толпу, громко переговаривались между собой.
- А как зрители реагировали, - спрашиваю.
- Ну как... по-разному. Кое-кто кричал всякие обидные слова, но таких было не очень много. В основном, молчали, просто смотрели. И очень многие женщины плакали.
Другими, наверно, тогда были люди, да.
|
</> |