Селфи на потолке... 17 век


Кафедральный собор святой Марии в Толедо огромен.
Тут без гида не обойтись, даже если обычно привык быть сам по себе турист.
Наш гид, понимая, что объять необъятное нельзя,
мастерски лавировал с группой из человек 16 (русских-нас двое) по самым значимым местам храма.
Без него мы бы ризницу с "первым селфи конца 17 века" запросто могли проскочить...
Ризница была построена в конце 16 века, в ней несколько комнат, которые сейчас превращены в музей,
где запросто висят оригиналы. Они же - шедевры.

- Вот ещё и поэтому Толедский собор уникален:
не в каждом храме есть картинная галерея с оригиналами Тициана, Эль Греко, Ван Дейка.. -
сказал наш гид, приведя нас в ризницу.
А перед этим он (иронически) протестировал свою "паству":
- Кто-нибудь может сказать, как звали Эль Греко?
- Доменикос Теотокопулос - в ту же секунду, без запинки и с ударениями там, где надо, откликнулся невысокий мужчина лет 40.
Откуда он был - непонятно, с гидом общался на английском (полгруппы слушали на испанском).
После такого даже сам тестирующий (гид) выпал в осадок, не говоря уж обо всех остальных.
Да, Эль Греко - это псевдоним. Конечно, это все знали, но чтоб вот так - с ходу выдать...
В начале поста тот самый Доменикос Теотокопулос, «Совлечение одежд с Христа» (1577-1579),
картина была заказана мастеру специально для ризницы, где она и по сей день.
Эль Греко в то время дружил с сыном декана Толедского собора, вот, благодаря этой дружбе и получил заказ.
Работа была сделана.
Но получил художник за неё (по суду!) 350 дукатов, в то время как сам оценивал в 950 дукатов.
Соборное духовенство возражало против появления на картине трёх Марий,
так как в канонических Евангелиях нет упоминаний об их присутствии при этой сцене.
Кроме того, большое недовольство вызвал тот факт, что головы истязателей - выше головы Христа.
Это тоже использовали, чтобы меньше заплатить.


Словом, ушлые служители культа и шедевр на все времена заполучили, и денег почти в 3 раза меньше заплатили...
Селфи на потолке
В 1692 году король испанский Карл II пригласил в Испанию из Италии Луку Джордано (1634-1705),
которого за быстроту, с которой он работал, прозвали Лука Фа-Престо (быстрый).
Лука Джордано пробыл в Испании до начала 1699 года,
последние два года с 1697-1698 он расписывал потолок центрального зала ризницы фреской
«Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу»:


Про «первое селфи конца 17 века» остроумно заметил наш гид, указывая на автопортрет,
который сделал Лука Джордано в последнем окне с левой стороны потолка:

Теперь смотрим на потолок, видите, к Пресвятой Деве тянется луч из середины неба – там, где облачко?
Видите буквы в этом облачке, можете прочесть? (это всё гид спрашивает, не я)


Буквы видим, прочесть можем, выворачивая шею, какое-то LULU...

Оказалось — не упоминай имя Господа всуе — условное начертание непроизносимого четырёхбуквенного имени.
«Яхве», «(Он) будет», «(Он) жив».
Я потом в интернете нашла יהוה
Называется это условное начертание тетраграмматон
(здесь плохо передалось, в wiki можно глянуть, как написано - идеально совпадает с Лукой)
יהוה - вот что написал, если вглядеться, Лука Джордано.
И тут наш вожатый распрощался с нами.
Хотел он, чтобы мы под занавес прокричали хором Доменикос Теотокопулос,
куда там, Доменикос ещё куда ни шло, а дальше – Теотоко... Теокопото...
Фото В. Златомрежев, 2016 год
|
</> |