«Щупальцами в прекрасный бор», или воскресная поездка по восточному Подмосковью
sergius_caesar — 02.02.2010Последний день января, первая в этом сезоне поездка Общества изучения русской усадьбы. Солнечный, морозно-кристалльный день. Дивные памятники и редкостный сюрреализм. Давно ничего не писал – поэтому картинок и текста будет много. Кому не страшно – айда с нами!
Первая цель на пути – барочная церковь в Никольском-Архангельском. На въезде в поселок – арт-объект под названием «Ведутся работы по восстановлению футбольного поля».
Техническая вода на Черной дороге.
Храм Михаила Архангела (1748–1771 гг.). Зима – лучшее время для его осмотра; большую часть года он непроходимо скрыт листвой.
Отправимся дальше. У нас хорошая компания.
Усадебная Никольская церковь в Полтево (начало XVIII в.). Парадоксальная эклектика – типично русский верх «иже под колоколы» на восьмигранном европейски-барочном основании.
Церковь белокаменная, находится в процессе реставрации. По словам рабочих, один из порталов был заложен, по-видимому, для того, чтобы добавить стенам устойчивости (опять же по их словам, раньше по стенам шло несколько трещин).
Рядом – странная инсталяция в стиле «все умрут, а я останусь».
Теперь едем в Ликино-Дулёво, славное Кузнецовским фарфором. По пути – любопытный храм в Рахманово, который мы посещать не стали.
В Ликино-Дулёво нас встречает «улица Ленинский переулок» и пропитого вида Дед Мороз с
Ордена Ленина завод «Дулёвский фарфор».
В центре города расположена живописная церковь Иоанна Богослова (1912–1917 гг.) в русском стиле.
Рядом со храмом – дом культуры фарфорового завода, он же «Клуб фарфористов», он же «Звезда химиков». Поскольку строил его уважаемый в определенных кругах конструктивист К.Мельников, сей артефакт является местом паломничества любителей дегенеративного искусства. По словам самого Мельникова, ДК стоит «щупальцами в прекрасный бор». Щупальца, впрочем, протянуты не в бор, а в сторону шоссе.
Обойдя вокруг сего конструктивистского монстра, я в очередной раз убедился в справедливости своего отношения к данному архитектурному направлению. Перефразируя Кису Воробьянинова, «хорошо, что нас привезли сюда бесплатно, но те, кто платили за это деньги???».
Из Ликина-Дулёва мы направились в Павловский Посад. Рекламко на въезде в город недвусмысленно намекала, что нас здесь ждут сюрпризы…
Поначалу, впрочем, все было мирно и чинно. Вознесенская церковь на Городке (1906–1909 гг.) порадовала приятным силуэтом,
красивым резным иконостасом, почерневшим от неправильного лака (по словам настоятеля, лак наносили «в советское время швабрами» – впрочем, благодаря этой специфической процедуре удалось спасти иконостас от рассыхания)
и в высшей степени качественными современными росписями, выполненными мастерами, расписывавшими Храм Христа Спасителя.
А потом мы пошли в местный историко-художественный музей…
Читатели моего журнала уже знают о тех неизъяснимо нежных чувствах, которые я питаю к локальным краеведческим и историко-художественным музеям. Но в данном случае мои слова бессильны. Экспонаты, комментарии экскурсовода – всё бесподобно… Босховские персонажи встречают нас уже при входе на территорию.
На входных дверях - петухи нетрадиционной ориентации.
Бывают домовые, водяные, а этот – музейный.
«Раньше на территории нашего района было море. Затем наступил ледниковый период, и здесь мы видим, как погибают мамонты.» Теперь я знаю, как погибли мамонты. Они облысели и утонули в жидком утеплителе для окон…
Здесь жили предки Николая Валуева.
Легенда здешнего края – герой 1812 г. Герасим Курин, который с отрядом крестьян и казаков нанес поражение французскому отряду и спас родное село от разграбления. Ему посвящена фантастическая инсталляция в зале военной славы.
«Крестьянин, наш защитник… поэтому мы его видим с вилами». Вилы аккуратно привязаны к березе бечёвкой, чтобы их у зощитнега не скрали :-о
Французские оккупанты также заслуживают внимания. Черты их лиц постепенно исчезают…
пока оккупанты окончательно не превращаются в невидимок.
А я было подумал, что обнаружена новая, ранее неизвестная работа Ленина :-0
Быт рабочих местной платочной мануфактуры.
Продукция мануфактуры, ныне – платочной фабрики. А вот это реально круто.
Деталь юбилейного платка с изображением основателей мануфактуры и процесса изготовления набивных платков.
Платок-полуфабрикат, набивочный молоток и матрица. Молоточек весит не меньше 3 кг – так что работа была сугубо мужская…
Наряду с платками, в советское время фабрика выпускала фантастические парадные скатерти – такие большие, что даже не влезают в кадр.
Однако, какова экспрессия!
Небольшая экспозиция посвящена одному из самых известных уроженцев Павловского Посада – актеру Вячеславу Тихонову. Царствие ему Небесное…
А вот в следующем зале я сломался. Рекламный шит про папу Карло, размещенный при въезде в город, оказался пророческим…
Что курил аффтар – не умею сказать. Но результат реально внушает…
Под сильным впечатлением от музея мы осмотрели одиную колокольню, оставшуюся от взорванного собора Воскресенского (Дмитриевского) собора 1839 г., разобранного в 1950-е гг.,
и стоящий рядом бюст Герасима Курина с топором на родине героя.
Последним объектом, который мы посетили, была церковь Покрова Богородицы и Василия Исповедника Покровско-Васильевского монастыря (завершен постройкой в 1884 г.). Не прельстившись перспективой купить огурцы и капусту на кладбище,
мы уже в сумерках осмотрели внушительную колокольню (сама церковь буквально замурована кладбищенским забором, и понять, как она выглядит, решительно невозможно).
В общем, путешествие удалось. Николай Чудотворец, покровитель странствующих, спасибо тебе!
P.S. А в Ликино-Дулёво расположен неплохой магазин фарфорового завода. Теперь у меня есть гломурррная конфетница a la Луи XV с цветочным декором. Лепота!