Щербаков о развале СССР

Интервью Владимира Ивановича Щербакова, одного из ключевых экономических министров позднегорбачевской эпохи. Хотя в аннотации он называется «последним главой Госплана» это не совсем так. Когда Щербаков въехал в здание на Охотном ряду в мае 1991 года, где сейчас расположена Государственная Дума, Госплана уже не существовало, как впрочем и плановой экономики. Созданное вместо него Министерство экономики и прогнозирования имело совсем другие задачи и полномочия.
Интервью интересно тем, что Щербаков, в отличии от многих других комментаторов, правильно ставит акценты на происходившее в конце 80-х.
Отмечу следующие моменты:
- Отделение логики намерений от логики конкретных обстоятельств, последние из которых зачастую оказываются сильнее
- Соотношение зарплат в позднем СССР, на котором Щербаков подробно останавливается. Он сравнивает свою зарплату, как министра в 600 руб, и зарплату рабочего на АвтоВАЗе в 200 руб. То есть отношение всего 3 раза. Вклад привилегий оценивается не существенную. (От себя замечу, что в современной России разница 10 раз- министр 500 тыс, рабочий 50 тыс. И это официальные зарплаты. Никто из министров на 500 тыс не живет. С помощью различных синекур и серых схем доходы видимо раз в ПЯТЬ в больше).
- Критическую важность событий, когда Верховный Совет РСФСР явочным порядком в конце 1990 года перевел двуканальную бюджетную система Союза (часть налогов шло в союзный бюджет, часть в республиканский) на одноканальную (все налоги поступают в республиканский бюджет, а потом республика сама определяла, сколько передать союзу). Это действие фактически и привело к дезорганизации бюджета, финансов, пустым полкам в 1991 году, и развалу Союза.
- Как еще в 1990 году в союзном правительстве фактически согласились с уходом Эстонии и Литвы, а вот сохранить Латвию силы еще были.
- Подробности обсуждения Союзного договора.
- Подготовленный союзный договор к августу 1991 года был договор не о союзном государстве, а об экономическом союзе. То есть фактически нарушал волю граждан на мартовском референдуме.
- О том, как уже летом 1991 года «умные ребята», включая Ходорковского, играли на разнице внутренних и внешних цен на нефть, экспортируя оную через собственные оффшоры, сколачивая первые капиталы
|
</> |