Щепки от директора школы
novayagazeta — 04.10.2013Щепки — это отдельные мысли, неоконченные фразы, карандашные зарисовки на полях школы. О школе можно писать серьезно: страстные памфлеты, аналитические статьи, а можно и так, шутя, — в двух строчках.
Белла (10-й класс), уходит в другую школу, принесла букет роз: «Вы первый директор в моей жизни, по которому я буду скучать». Первый директор в ее жизни...
* * *
Рассказывает хорошая знакомая (вместе работаем 15 лет) о своем ребенке, который ходит в футбольную школу: «Если кто шалит и не слушается, тренер спокойно так и тихо говорит: «Стульчик». Десятилетний ребенок садится в позу, которая называется «стульчик», и сидит так, счастливый».
Мальчик рассказывает: «Раньше я боялся этого тренера, а теперь понял, что Н.Н. — добрый человек. Перед сном он подходит к каждому из нас и поправляет одеяло».
Прям Ночной портье.
* * *
Путешествую по Армении.
Дима, двадцать лет, переехал из Воронежа, по-армянски говорит, как по-русски.
— А трудно было учить армянский язык?
— Если в школе учить — то трудно, а так — нет.
Мне кажется, тут есть над чем подумать учителям русского языка, химии, биологии…
* * *
Появление детей индиго и прочих гиперактивных нестандартных как-то совпало с продвижением в нашей стране подгузников. Говорил же Зигмунд Фрейд, что культура начинается с приучения ребенка к горшку.
* * *
Что-то рыбы у меня в аквариуме вялые и корм не едят. Может, воду поменять? А может, пускай привыкают: не всегда в жизни будет чистая вода и кислород. Суровая действительность, дисциплина опять же… Тьфу, опять о школе... Или все-таки поменять?
* * *
Пришел папа Ромы (9-й класс), финансовый аналитик:
— А почему бы вам не сделать свою киностудию и на уроках русского языка писать сценарии по литературе, истории?.. Вы же понимаете, что все эти школьные предметы для пятнадцатилетнего мальчишки не имеют никакого значения.
Я видел пап, требующих вести дневник, чтобы больше задавали на дом. Но пап, предлагающих открыть киностудию…
* * *
ЕГЭ — как выборы в Госдуму: в честность никто не верит, но результаты принимают.
* * *
Перемена. Бодрым шагом, чуть насвистывая, подходит к расписанию Петя, 9-й класс.
— Так, что у нас? Химия... Ну, химия так химия…
Смиренно сказал так, спокойно, и пошел…
* * *
В столовой. Ем суп.
— Это вы — директор?
— Да.
— А я — Каролина-из-шестого-класса-на-пробной-неделе.
* * *
Прочитали в гороно мою книжку.
«У нас, — говорят, — по этому поводу другое мнение и мы готовы поспорить».
Как все изменилось!
20 лет назад мне говорили: «Р.И., это ваше частное мнение и мы с вами спорить не будем».
* * *
Сентябрь 2013 года.
Прибежала Сашка, теперь уже студентка первого курса: «Ой, — говорит, — Р. И., так интересно: социология, философия, история, культура».
«Елки-палки, — подумал, — а у меня на философии под партой домашнее задание по математике и английскому делала».
* * *
Загадка.
Кто на уроке говорит больше всех, не поднимая руки, и даже если его не спрашивают? Кто больше всех мешает ученику работать?
* * *
Сорок семь лет.
Осознал, что я старше почти всех родителей наших учеников.
Стал увереннее чувствовать себя на родительских собраниях.
* * *
Только дети дорастают до возраста, когда можно поговорить о смысле жизни, — а тут ЕГЭ сдавать.
Так и жизнь проходит.
* * *
В 16.50, за 10 минут до отправления автобусов, ежедневно учительскую охватывает прям какой-то мозговой штурм или мозговой шторм.
Не поменять ли нам учебный план?
Не изменить ли график обедов?
Не поменять ли нам... все вообще?
Переобуться, схватить пальто — а вопросы, прямо скажем, философские.
* * *
Вторник, седьмой урок, Административный совет. Заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по воспитательной работе, по хозяйственной работе, по информационным технологиям, начальник отдела кадров. Ни один человек не пришел — забыли. Как это дети на уроки ходят, удивляюсь.
* * *
Петя (10-й класс), вернувшись из американской школы, рассказывает:
— У них, в Америке нет понятия «не смог сделать», дали задание — надо сделать. И все.
Попрошу Петю выступить на педсовете, поделиться опытом.
* * *
Мама Коли (11-й класс) связала мне на 23 февраля шерстяные носки.
И вот надел я, Защитник Отечества, теплые носочки...
* * *
Дал объявление: «Ищу учителя: умного и доброго». Прошло три месяца. Видимо, надо отредактировать текст: «Ищу учителя: умного или доброго». А то слишком.
* * *
Каждое утро себя настраиваю:
«Сегодня буду строгим учителем и буду строго ставить оценки».
На первых уроках получается, а к концу дня устаю.
* * *
— Хотите чай или кофе?
А чего я действительно хочу: чая или кофе?
А восьмиклассникам на уроках говорю о свободе воли...
|
</> |