Счастье

Тема фильма – семейное насилие. Полное бесправие женщины в XXI веке. Декларируемые традиционные ценности это когда «муж бьёт, а ты терпи», «значит сама виновата, зачем провоцируешь», «а что люди скажут» и даже больше – жертва настолько психологически подавлена, что на полном серьезе начинает винить себя – может быть мне надо было родить ещё одного ребенка, тогда бы он ИЗМЕНИЛСЯ? Может, я сама виновата, ведь он меня ЛЮБИТ? И это всё снято так документально и обыденно, что даже в голову не приходит вопрос, почему она не сопротивляется. Плюс окружающая обстановка, дело происходит в каком-то условном Жесказгане, на фоне обшарпанных пятиэтажек, степи до горизонта и замерзшего озера, в котором так хорошо было бы утонуть. Вырваться невозможно, выхода нет и самое главное – ты реально понимаешь, почему герои живут ТАК – ну а как ещё-то (это как у Натальи Мещаниновой в «Комбинате», место действия играет огромную роль – а че ещё делать в Норильске).
Плюс ни у одного из героев нет имени, они все обезличены – то есть, без личности (вдумайтесь, друзья). Первое прозвучавшее имя собственное было в финале, у новорожденной внучки, в переводе означающее «Счастье», а в контексте «Надежда», мол может её-то хотя бы не будут бить.
И последнее: в финальных титрах на казахском языке приведена официальная статистика о женщинах - жертвах домашнего насилия, включая количество осужденных за убийство (в 70% это по сути самооборона).
Так вот: сейчас в Казахстане принимают закон о криминализации домашнего насилия и жертва больше не услышит «зачем ты пишешь заявление, его все равно не посадят». И произошло это не после фильма, а после того, как широкую огласку получил случай очередного убийства мужем своей жены – случай рядовой, а вот убийцей оказался министр, замолчать оказалось невозможно.



|
</> |