Scary Monsters сосредоточил в себе всё великолепное, что когда-либо делал Дэвид

топ 100 блогов chev_chelios_0913.09.2022
Scary Monsters сосредоточил в себе всё великолепное, что когда-либо делал Дэвид

Существует много общепризнанных карьерных переходов в истории рок-музыки. У любой восходящей звезды есть перспективный альбом, после которого стиль исполнителя становится полностью сформированным, и появляется совершенно новое, уникальное звучание. Бывает же, напротив, страшный кризис второго альбома, когда уже уважаемый и любимый артист не в состоянии сделать свою следующую запись такой же блистательной, как и дебют. Есть «сложный» и более экспериментальный третий альбом. Есть непредсказуемый спад в середине карьерного пути, и есть камбэк-альбомы; есть альбомы, на которых когда-то неугомонные музыканты приходят к звучанию, которое станет их визитной карточкой на протяжении остальных лет творчества, и есть возвращение к былой славе и величию на позднем этапе карьерной лестницы. Помимо этого, для определённого количества легендарных музыкантов, существует совершенно другая громадина: Последний Великий Альбом.

Последний Великий Альбом — это точка невозврата. Он разделяет эпохи, когда творческий расцвет исполнителя закончился. Это, теоретически, происходит, когда значительный, постоянно меняющийся музыкант заканчивает свои самые смелые эксперименты; Последний Великий Альбом указывает на то, что записи вышедшие после него, были уже не настолько захватывающими и куда менее вдохновлёнными, или что исполнитель совсем сбился с пути и утратил магию, которая присутствовала на предыдущих дисках. Последний Великий Альбом — это то, что условно делит на две части карьеру многих классических поп и рок исполнителей, которые были лучшими в своём деле на протяжении 60-х, 70-х и, возможно, даже 80-х, но в конечном счёте, как и все остальные, пали жертвой среднего возраста,  и их жизнь уже стала далеко не такой яркой и оживлённой, как раньше. Поэтому, соответственно, все альбомы, вышедшие после него — те, которые предпринимают попытку сделать преобразование, те, в которых музыкант ставит своей целью просто дать о себе знать, и даже те, которые являются повторением былой славы, все они, так или иначе, сравниваются с Последним Великим Альбомом. Всё воспринимается, как незначительное возрождение карьеры, как лучший альбом с момента выхода Последнего Великого Альбома. 

Scary Monsters (And Super Creeps) вышел вчера, 12-го сентября 1980-го, 42 года назад. И 50 или 75 процентов времени после его выхода, он был известен, как “последний великий альбом Дэвида Боуи.” О нём твердят все автобиографии, которые устремляют свой взгляд в прошлое, тогда как на самом деле почти каждый более ли менее приличный альбом Боуи из вышедших провозглашался его “лучшей работой со времён Scary Monsters.” У большинства клонов Боуи и вовсе все альбомы одинаковые, но в отношении Боуи это было что-то, не настолько бросающееся в глаза: Музыкант, котоый так легко перевоплощался, покорил поп-сцену в 80-х и попробовал себя в новых жанрах музыки в 90-х, но уже никогда не смог превзойти те новаторские работы, которые он выпустил в 70-х. Незадолго до смерти Боуи, пронзительные, медитативные рассуждения о смертности на Blackstar перестроили всё так, что последний альбом Боуи был также его последним великим альбомом. Но если учитывать все обстоятельства карьеры Боуи, история всё равно вращается вокруг Scary Monsters — альбома, который ознаменовал собой конец по крайней мере одного креативного пика, который также провёл все эти годы с наклеенным на него ярлыком “последний великий альбом,” также оказался в целом недооценённой работой по сравнению в с более каноническими альбомами Боуи. 

Scary Monsters вышел после Берлинской Трилогии, необычных и оказавших на всех огромное влияние альбомов, которые стали почитать только больше по прошествии десятилетий. Эта эра, само собой, была очень плодотворной, но Боуи решил немного всё поменять для Scary Monsters — он перебрался в Нью-Йорк и проводя больше времени в работе над песнями, пытаясь получить что-то, принадлежащее хотя бы к какому-то музыкальному стилю. В результате, Scary Monsters будет признаваться, как успешное соединение экспериментальных импульсов Боуи и его проницательных и интеллектуальных тестов песен. Заразительный арт-рок, который, по большому счёту, альбом и является, положил начало нью-вэйву — жанру, который, очевидно, многим обязан Боуи — хотя в то же время казалось, что предыдущее десятилетие тоже относится к этому жанру. Это был одновременно кульминационный пункт, краткий итог, и новое начало одновременно, вышедшее из головокружительного веселья Боуи 70-х. 

Тогда, как Scary Monsters был более простым для восприятия, ориентированным на рок альбомом по сравнению с его предшественниками, это было по-прежнему применимо только по отношению к миру Боуи в тот момент. Все его трансформации здесь кружились в водовороте и сталкивались. Глэм-рок песни были дополнены блестящими звуковыми эффектами. Остатки пластикового соула из эры Измождённого Белого Герцога в качестве альтернативы стал звуком плавящегося пластика и извращённого, грубого гуманизма. Холодная атмосфера Heroes теперь превращалась в новый свет, пылающий и бросающийся в глаза. Альбом. казалось, подчёркивал, как далеко заходил Боуи на протяжении 70-х, и как все эти альтер-эго всё ещё жили внутри него. Услышать разные версии Боуи на протяжении одного Scary Monsters может по-прежнему, сорок лет спустя, заставить вас пересмотреть своё отношение к его сюжетной арке и заставить восхищаться, скажем, тем, что между выходом “Rebel Rebel” и Low меньше, чем три года разницы.  

Тем не менее, во всеобъемлющей истории классического рока, Scary Monsters может быть и любим, это, возможно, также его последний великий альбом, но о нём, как правило. не говорят с таки упоением, как его гипотетически более авторитетные альбомы — общепризнанный шедевр Ziggy Stardust, или масштабное соул-преобразование на Young Americans вместе с кокаиновой спиралью Station to Station, и затем, разумеется, изменившие правила игры, инопланетные Low и Heroes

В какой-то степени это логично: Обобщение и усовершенствование вряд ли будет таким же успешным, как первый, головокружительный, прыжок в новые горизонты. Даже несмотря на то, что Low и Heroes наполовину состоят из поп-песен, и наполовину из эмбиентных, психоделических композиций, они помогли дать начало совершенно новым жанрам. Scary Monsters по сравнению с ними был звучанием стареющего Боуи, более ли менее находящего общий язык с новыми музыкальными направлениями — очень результативно, но теперь он был далеко не впереди планеты всей. Тем не менее, Scary Monsters заслуживает гораздо большего уважения и внимания, чем он получает: это обделённая вниманием классика из карьеры Боуи, которая вобрала в себя всё существенное, что есть в его музыке.

Альбом начинается с “It’s No Game (Part 1),” трека, который мог бы быть незамысловатой рок-песней от Боуи, если бы только не гитарная работа Роберта Фриппа и невероятные вокальные линии от Боуи. На остальной части альбома, по большей части, присутствуют подходящие, теоретически заурядные песни вроде заглавного трека, “Fashion” и “Up The Hill Backwards,” изъеденные цифровой ржавчиной, которая проходит через весь Scary Monsters. На протяжении всего процесса записи, внимание Боуи к деталям и его терпение дали внушительные результаты. Почти в каждой песне есть цепляющие части. которые хочется переслушивать снова и снова, и даже самые булькающие и неприятные пассажи — вроде основной части “Scary Monsters” — в итоге торжествующе достигают кульминации. Впоследствии и весь альбом подходит к концу, вместе с кульминационным трио треков — кавер на песню Тома Верлейна “Kingdom Come,” “Because You’re Young,” и более сдержанный сиквел к “It’s No Game.”

Scary Monsters также может похвастаться ровно таким же, если не большим, количеством классических песен Боуи, чем его более захваленные альбомы. Наряду с вышеупомянутой “Fashion,” там, конечно же, есть “Ashes To Ashes.” Сверхъестественный космический фанк и возвращение майора Тома, как наркомана, стало наиболее явным свидетельство того, что Боуи копается в своём недавнем прошлом и переворачивает его на Scary Monsters. Это также один из западающих в душу моментов, напоминающих вам, что Scary Monsters вышел в годы, когда Боуи пытался бросить принимать наркотики и развёлся со своей первой женой, Энджи, это звук того, как кто-то прощается с годами, в которые он проводил всё своё время в космосе, и смотрел на всех сверху. Учитывая то, что здесь есть такие мечтательно-грустные песни, как “Ashes To Ashes,” вероятно, становится понятно, почему Scary Monsters начинает восприниматься, как своего рода заключение. 

Но, возможно, даже более эмоциональным, чем “Ashes To Ashes” стал массивный центральный элемент альбома, “Teenage Wildlife.” Скрипучие гитарные партии больше привлекают к себе внимание по сравнению с “Heroes,” и в этом альбоме сознательного повторения былой славы это вторая композиция, которая может тягаться за звание самой легендарной песни Боуи. И, действительно, Боуи здесь полностью погрузился в определённого рода эмоциональный катарсис, сделав почти всё в “Teenage Wildlife” таким образом, чтобы она вызывала ностальгию и тоску: грустные гитарные мелодии, одна навязчивая мелодия за другой, тем, её строение, бэк-вокалы, проталкивают вперёд этот мощнейший текст, играющий роль финальных титров. Очень часто это рассматривалось, как Боуи, сводящий счёты — или высмеивающий — поколение нью-вэйва, настолько явно находящееся под его влиянием, но некоторые считают, что она — это нечто большее, своего рода переломный момент, когда весь мир почувствовал неопределённость. Опять же, она добавляет Scary Monsters чуточку завершённости.

Конечно, всё далеко не заканчивалось. Три года спустя, Боуи вернулся вместе с Let’s Dance. Каким бы ни был поворот в сторону коммерции, который произошёл на Scary Monsters, он заложил фундамент для более полного перехода Боуи к мейнстриму, и в то же время, наоборот, препятствовал этому. На Let’s Dance присутствовали два самых больших хита Боуи, “Modern Love” и заглавный трек, две абсолютно идеальных поп-песни из 80-х. (Последняя из двух стала его первым американским хитом номер #1 после “Fame” 1975-го года.) В остальном же альбом был более невзрачен и предзнаменовал беспорядочное, вялое десятилетие в творчестве Боуи. Он наконец добился уровня славы, которого всегда заслуживал, и широкого признания, но его креативные импульсы то появлялись, то вновь угасали на серии альбомов, на которых он, казалось, потерял связь с самим собой. Это ещё один стереотип: Создававший ажиотаж артист, совершивший прорыв в 60-х или 70-х, стараются вернуться к своим основам в 80-х, и “последний великий альбом” подкрадывается как раз перед закатом, после которого следует это десятилетие музыки переменного качества для стареющих рокеров. 


Использованы материалы сайта Stereogum. 


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В XIX веке в США случилась одна из самых странных «эпидемий» в истории медицины. Зубы некоторых американцев в буквальном смысле взрывались прямо в их ртах. В прессе того времени описано множество подобных случаев. Над разгадкой этой тайны ученые бьются до сих пор. «Нулевой пациент» ...
Дома. Выходной. Такой вид из окошка. Наверное будет снег или дождь или все вместе. Такая весна. Внизу расстилаются пятиэтажки и больше всего боишься, что их начнут сносить и весь вот этот вид застроют новыми домами и будет окно в окно и бетонные стены перед глазами. А пока любуешься на ...
А с какой радости у этой лохани 50к хп (меньше чем у конго 5 левела)? Разброс ебический, на 19км одна башня кладёт два снаряда аккурат перед носом и за кормой нагато. Брони в миллиметриках нарисовано много, но на деле пробивают все. Стволов всего 8 (у Пуза 12), и с ебическим разбросом попа ...
Бывший главный редактор «Известий» делает в Нью-Йорке бургеры и рассуждает о мечте, курице-гриль, Путине и космосе. Таких, как Владимир Бородин, называют вундеркиндами. Он, конечно, давно уже не ребенок, но многое в жизни узнал гораздо раньше остальных. В 12 лет он попробовал ...
...