"Сашашишин" в Современнике

У меня есть традиция: каждый июль я хожу в Современник. Шутка, но прошлогодние "Три товарища" так впечатлили меня сценографией, что я периодически раздумывала, стоит ли пойти на них ещё раз чисто ради этого сценического движа, а потом решила понадеяться на то, что их сценография – это часть культуры Современника в целом, и пойти на что-нибудь другое. Так что к выбору спектакля подходила с позиций "сюжет и смысл побоку, лучше глянем, что там на фоточках", и в итоге меня подкупили декорации "Сашишишина", в каком-то несколько наивном стиле изображающие городской пейзаж второй половины двадцатого века: панельки с магазинами на первых этажах и вот это вот всё. Впрочем, и описание спектакля обещало небезынтересную историю об одноклассниках с одного двора – хулигане, озорной девчонке и мальчике с ментальной инвалидностью, который, собственно, и является главным героем Сашей Шишиным, и о том, что из этого вышло спустя десятилетия.
Что касается смысла, то 90% времени он мне казался слишком
простеньким и ностальгичным в духе "ура счастливым хорошим детям,
которые, вырастая, увы, превращаются в не очень хороших взрослых, и
давайте все хранить детство в душе до степени "не взрослеть"",
однако пара сцен в финале торчали, как плохо забитые гвозди, и
заронили сомнение в однозначности посыла и смысла, а гугление
книжки, по которой спектакль поставлен ("Убить Бобрыкина" некоей
Александры Николаенко) эти сомнения подтвердили и изменили
эмоциональный окрас всего произведения. Но в общем-то я пришла не
на смысл, а на зрелище, и это зрелище получила сполна, чем весьма
довольна. Такого сочетания обычного игрового спектакля, кукольного
спектакля, мюзикла и едва ли не цирковых номеров я ещё не видела, и
если мюзикл и цирк могут показаться чуток лишними (хотя в целом
смотрятся органично, вопросов нет), то именно та сценографическая
часть, которая меня и интересовала, прекрасна: благодаря игре света
люди реально словно растворяются в воздухе на сцене или появляются
будто из ниоткуда, просто восхитительно. Условное сочетание как бы
плоских пространств, комнаты и лестничной клетки, создаёт
впечатление объёмного подъезда и жизни и в квартире, и в этом
межквартирном междумирье, как в "Трёх товарищах" было с сочетанием
морского побережья и обстановки курортного домика. Очень классно
сны, фантазии и реальность перетекают друг в друга, и в целом
понятно, что это – сон, это – воспоминание, а это –
типа настоящий момент истории, и герои пересекаются на сцене в
детской и взрослой ипостасях, не узнавая самих себя и друг друга,
что-то именно это произвело особенно сильное впечатление, очень
органично выглядит, да и рваное и скачущее в хронологическом плане
повествование мне нравится само по себе. И так же естественно
выглядит и то, что на каждую куклу приходится по три кукловода в
чёрных трико, и это парадоксальным для меня образом не мешает
восприятию, а, напротив, смотрится хорошо. Ну и организация
поклонов вызывает мой особенный интерес, тоже посмотрела с
удовольствием: по-моему, это как пьеса внутри пьесы,
переосмысляющая отношения между персонажами в том числе.
Не то чтобы к недостаткам, а к моментам, которые предсказуемо мне
неблизки, могу отнести иногда избыточную театральность интонаций и
жестов, ха-ха, и затянутость некоторых сцен (и часто это об одних и
тех же эпизодах), а также сцену борьбы Саши Шишина с ненавистным
Бобрыкиным, оформленную а ля зомби-апокалипсис: хотелось немножко
пофейспалмить с вопросом "ну вы чё, ребят?", настолько это не
бьётся с общей атмосферой спектакля – хотя в то же время
использование в той же сцене образа, чем-то похожего на Шелоб,
чем-то – на войско мёртвых Арагорна, а чем-то – на эти
метающиеся на ветру рекламные надувные ростовые куклы мне кажется
весьма удачным, особенно в первые мгновения, когда это чудовище ещё
не встало во весь рост, то есть остаётся элемент недосказанности.
Знатокам, вероятно, может не понравиться постоянно используемый
приём "создаём декорации по методу диафильма, проецируя изображение
на задник", но мне нормально зашло, красочно и красивенько.
Ещё наши места были в последнем ряду партера прямо под технической будкой, так что иногда были слышны трескучие реплики из рации в духе "готовность номер один, обратный отсчёт" и "пошла, пошла!". С песнями Петра Налича невольно ознакомилась, ибо они шли как музыкальное сопровождение. С отзывами в ключе "какой тонкий и глубокий спектакль" не согласна (может, от того, что шла развлечься, а не грузиться), но на тему возможности дружбы между нормотипичными и нейроотличными людьми по дороге домой подумала и пришла к выводу, что аналогичный со спектакльным случай, когда нейроотличность выражается в застревании в детстве, лично для меня словом "дружба" называться не может: это может быть что угодно – симпатия, опека, приязнь, эмоциональная связь, – но в дружбе для меня важен интеллектуальный компонент, который конкретно в случае Саши Шишина сильно ограничен.
|
</> |