Сармат! Как много в этом звуке
militaryrussia — 18.12.2022Оригинал статьи тут и телеграм-канал MilitaryRussia тут
Неформальный взгляд на программу создания тяжелой жидкостной
межконтинентальной ракеты 15А28 / РС-28 "Сармат" и одновременно
несколько мыслей о потенциале новой МБР.
Итак, на день РВСН (17.12.2022 г.) по программе создания новой
межконтинентальной жидкостной ракеты 15А28 "Сармат" мы имеем
следующие итоги:
- первый и пока единственный пуск МБР в раках ЛКИ
(летно-конструкторских испытаний) успешно выполнен 20.04.2022
г.;
- в СМИ при этом и в конце ноября и под День РВСН появились
высказывания о том, что ЛКИ "Сармата" проходят успешно;
- на позиции первого полка в районе Ужура ведутся работы по
подготовке инфраструктуры, но их вид на спутниковых снимках говорит
о том, что строительные работы вряд ли завершатся раньше 2023 г.,
хотя ШПУ возможно будут готовы принять ракеты ради приемки ракет и
в декабре 2022 г. (не знаю какой в этом смысл, если нет остальной
инфраструктуры).
При этом с большой вероятностью для ЛКИ выпущено 3-4 ракеты - даже
если вспомнить сколько ТПК мы видели в цехах Красмаша в различных
новостных сюжетах. Ну и хотя бы три пуска были бы, вероятно, близки
к тому что можно называть "первый этап ЛКИ".
В общем, думаю, что реальное развертывание новой МБР начнется,
видимо, в 2024-2025 г.г. А сейчас будут идти игры вокруг ЛКИ,
рапортов и сохранения голов и чинов.
Первый пуск летно-конструкторских испытаний тяжелой жидкостной МБР
15А28 "Сармат", 20.04.2022 г., полигон Плесецк.
Что же по самой ракете? Попросили прокомментировать противоракетные
возможности "Сармата" в сравнении с 15А18М "Воевода" в свете
заявлений руководства о том, что "Сармат" системам ПРО не по зубам
и "лутьше всехъ!".
Во-первых, думаю, некорерктно считать "Сармат" копией "Воеводы"
воссозданной по конструкторской документации "Воеводы" и с учетом
опыта специалистов "Южмаша", которые перешли в российские
предприятия. Хотя, если вспомнить про Ту-160М2, то "откапывание
стюардесс" возможно, но мне кажется, что в случае с "Сарматом" есть
всё же изменения.
Во-вторых, сооответственно, должен быть некоторый выигрыш на массе
конструкции маршевых ступеней за счет применения более совершенных
материалов и технологий их обработки. Плюс некоторый выигрыш на
массе системы управления - у "Воеводы" она имела весьма
внушительные размеры и в т.ч. за счет защиты, но в основном из-за
несовершенства элементной базы. Сейчас вычислительные мощности
уровня "Воеводы" можно было бы уложить в ноутбук, думаю, с огромным
запасом. Итого, выигрыш вполне мог составить те самые 1300-1500 кг
разницы забрасываемой массы "Воеводы" и официального "Сармата"
(если считать официальные "более 10 тонн").
В-третьих, двигатели те же, но может быть их как-то форсировали?
Всё же годы прошли - наверное что-то могли бы и улучшить. Плюс
теперь мы понимаем настильные траектории - т.е. любим считать
подъемную силу корпуса ракеты при пологом её полете. Может быть и
раньше умели, а может и не очень. В первом летном испытании
20.04.2022 г. "Сармат" весьма бодро пошел и достаточно сильно
склонился почти сразу. Само по себе это дает еще и возможность
маневра сразу после старта - т.е. стартуем как бы в одну сторону
(спутник ПРО нас вычисляет, определяет траекторию), а мы такие раз
и поменяли азимут (и спутник либо перевычисляет либо уже
улетел).
В-третьих часть 2, короткий АУТ (активный участок траектории)
вообще полезен тем, что и вычислить могут не успеть куда летит
кавалерия (сложная баллистическая цель - боевой порядок боевых
блоков) и если вдруг надумают поразить одним ударов всё боевое
оснащение, но АУТ для этого самое выгодное время в жизни ракеты -
одно попадание и всё.
В-четвертых, у нас в 2000-е годы свершилась некоторая революция в
конструкции боевых блоков - они стали более компактными (больше
мощности при меньших размерах) и все стали высокоскоростными - т.е.
могут успешно применяться по настильным траекториям по границе
атмосферы. При таких траекториях, обнаружение боевого порядка
боевых блоков на финальном участке полета произойдет позже, чем
хотелось бы системам ПРО.
В-пятых, собственно и КСП ПРО развиваются (комплекс средств
преодоления ПРО). Думаю, что там есть какие-то сюрпризы - должны
быть. Если уж для 9М7232 "Искандер-М" сделали, вероятно,
эффективные ложные цели, то для "Сармата" поди еще и не один
тип.
Итого, если всё это суммировать, то с обычным баллистическим боевым
оснащением вполне вероятно лидерство "Сармата" над любыми
родственными системами. А если уж говорить про АГБО -
аэробаллистическое гиперзвуковое боевое оснащение - то вполне
вероятен выход на совершенно иной уровень бытия.
Но ЛКИв любом случае надо провести! Без ЛКИ это всё слова.
Статьи по тяжелым жидкостным МБР на сайте
MilitaryRussia.Ru:
Р-36 - SS-9 SCARP - http://militaryrussia.ru/blog/topic-930.html
Р-36О - SS-9 SCARP / FOBS - http://militaryrussia.ru/blog/topic-937.html
Р-36М / 15А14 - SS-18 SATAN - http://militaryrussia.ru/blog/topic-942.html
Р-36М УТТХ / 15А18 - SS-18 m.4 SATAN - http://militaryrussia.ru/blog/topic-947.html
Р-36М2 / 15А18М "Воевода" - SS-18 m.5-6 SATAN - http://militaryrussia.ru/blog/topic-579.html
Р-36М3 "Икар" - http://militaryrussia.ru/blog/topic-851.html
Статья по МБР 15А28 "Сармат" временно закрыта
|
</> |