рейтинг блогов

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть V

топ 100 блогов mycruises02.06.2023 Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть V

Без лишних слов, не тратя время зря, перехожу к очередной части полюбившейся мне темы, и покажу очередную подборку пернатых из Санкт-Петербурга. Пусть первым в этой части будет доходный дом П.Т. Бадаева.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть V 01.jpg

В начале 1900-х гг. на участке, принадлежащем потомственному почетному гражданину и владельцу нескольких домов П.Т. Бадаеву, по проекту В.А. Косякова строится доходный дом в стиле модерн. И уже в 1907 г. Косякову присуждается серебряная медаль на городском конкурсе фасадов.

К сожалению, угловой ракурс с пересечения улиц сегодня не доступен, идёт реставрация.
Посмотрим старое фото с pastvu.com

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть V 02.jpg

Заказчиком дома являлся староста домовой церкви при Петербургской духовной семинарии Пантелеймон Трифонович Бадаев. Он же почётный блюститель по хозяйственной части.
Зодчий привлёк к работе младшего брата - Г. Косякова, который с архитектором Подбереским выполнил эскизы декоративного убранства дома. Спроектирован дом несколько асимметрично — его правое крыло почти вдвое короче левого, а также украшено значительно скромнее в сравнении со своим «собратом». Закругленный угол дома Бадаева заканчивается щипцом. На нём барельеф - крылатая женская фигура, которую называют «печальным ангелом».
В угловой части расположены самые большие и представительные квартиры.

При том, что дом сегодня находится на реставрации, большая часть отделок уже завершена. Так что у нас с вами есть возможность рассмотреть детали декора подробнее.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть V 03.jpg

Интересны небольшие эркеры с красочными майоликовыми вставками. Майолика исполнена на только что организованном в 1906 году предприятии П.К. Ваулина и О.О. Гельдвейна в посёлке Кикерино.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть V 04.jpg

Великолепен лепной растительный орнамент, в том числе пышные розы.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть V 05.jpg

Базы колонн украшают совы. А если посмотреть на картуш, то и там можно заметить сову.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть V 06.jpg

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть V 07.jpg

Из воспоминаний сторожил города: «Во время блокады в дом угодил немецкий снаряд, квартиры верхних этажей флигеля остались без южных стен и долго были открыты утешительному солнцу».

Перейдём к следующему зданию. Доходный дом С.В. Муяки.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть V 08.jpg

Дом отличается смешением стилей. Архитектор А.С. Хренов использовал здесь и элементы рококо, и вычурную лепнину, и ажурные решётки балконов. Но все эти особенности укладываются в характерный облик здания эпохи раннего модерна.

Тот самый дом, с которого начались наши поиски сов вообще. Именно он стал моим вдохновителем.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть V 09.jpg

Совы клюют длинноволосых дев, последние в свою очередь выказывают своё неудовольствие.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть V 10.jpg

Здание предназначалось, скорее всего, под меблированные комнаты. Но функция доходного дома вообще была гибкой и легко обратимой. Вскоре дом Муяки стал одним из центров архитектурного образования.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть V 11.jpg

С 1906 по 1914 гг. в нем размещались Высшие женские архитектурные курсы Е. Ф. Багаевой (мастерские, аудитории и жилой пансион). Четырехлетний курс обучения давал воспитанницам — помощницам архитекторов — серьезную художественную и техническую подготовку.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть V 12.jpg

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть V 13.jpg

Мы также хотели посмотреть старинный лифт в доме, но в здание нас не пустили.
Так что перед вами фото - jdty, 01.2012 года, ему повезло больше.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть V 14.jpg

Вообще, вполне осмотрительный поступок со стороны бдительной охраны дома: «Отойдите от кухни, а то у меня ложки пропадают!»

Ещё один доходный дом, к которому надо присмотреться повнимательнее.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть V 15.jpg

Если честно, сделав несколько снимков, мы отправились охотиться на пернатых дальше. Вечером, пересматривая отснятый материал, я заметила на фасаде этого дома то, что не увидела днём в реальности. На следующий день вернулись к натуре, чтобы ещё раз всё досконально рассмотреть. Рассматривала не спеша через телевик, прикрученный к фотоаппарату, медленно поворачивая ручку штатива. Глаза сов смотрели на меня отовсюду.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть V 16.jpg

Этих, над окнами мы увидели в первый день...

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть V 17.jpg

Но внимательный глаз увидит на фото ниже и других, с распростёртыми крыльями, вплетённых в орнамент.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть V 18.jpg

Здание спроектировал Александр Карлович Тредер в стиле модерн. Год постройки 1872, в 1901 году перестроено А.И. фон Гогеном. Над окнами извивается цветочная лоза, но как мы теперь с вами поняли, маски сов прячутся не только там.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть V 19.jpg

Гладко оштукатуренное здание. Доходный дом Г.Ф. Киселёва

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть V 20.jpg

Доходный дом в стиле модерн построен для лужского купца Г. Ф. Киселёва в 1908 г. В 1911 г. его приобрёл А. Е. Бурцев. Сегодня фасад дома выглядит достаточно голо, только эркер немного оживляет его. Но так было не всегда.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть V 21.jpg

Здание имело подоконные карнизы и тяги на 2-м, 3-м, 4-м и 5-м этажах, лепные детали эркера и решетки на балконе. Чертёж начала XX века показывает, что над 5-ым этажом находилась мансарда, позднее её заменил каменный этаж. В 1969-1971 г. был выполнен капитальный ремонт здания. На одном из рабочих чертежей есть такой комментарий: «Сохранившуюся часть облицовки пилястр из керамической плитки разобрать». После того, как был ободран весь фасад, чудом уцелели только изображение совы и стилизованные цветы в основании эркера.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть V 22.jpg

На сегодняшний день это здание является гостиницей Управления культуры - гостиница Большого театра кукол.

Следующий дом также вызвал много хлопот

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть V 23.jpg

Он известен тем, что с ноября 1915 по 1918 год в девятой квартире 52-го дома по Надеждинской улице (ее переименовали в Маяковского в 1940 году) жил поэт В.В. Маяковский. Это типичный доходный дом своего времени, с камином в парадной, лепниной на фасаде и метлахской плиткой на полу. Построен в 1881 г., перестроен в 1909 г., архитекторы В.К Гаугер и М.И. Сегаль. Стиль: Модерн.
Этот дом необычен тем, что он составлен из двух домов. Этажи расположены на разной высоте - окна правой части выше окон левой, а номера квартир поделены между двумя домами - в одном - нечетные, в другом - четные.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть V 24.jpg

Барельеф Демона в щипце над эркером и большая декоративная композиция лучкового фронтона.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть V 25.jpg

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть V 26.jpg

В центре тимпана опять-таки демон, но это уже демон-искуситель с большими перепончатыми крыльями. Он обнимает молодую девушку. Рассматривая сюжет барельефа, вспоминала всевозможные поэтические сочинения на тему. Перечитала М.Ю. Лермонтова. Для себя решила, что в тимпане «Демон и Тамара».

Сова кажется на виду, но мы её с трудом нашли опять-таки лишь на второй день.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть V 27.jpg

Высоко, и барельеф в ужасном состоянии, на расстоянии ничего не разобрать.
Упрямо притащила сюда мужа вторично, и мы пырились на фасад до победного конца, пока я не возопила: «Вот она!»

Маяковский снимал в доме большую светлую комнату в два окна на пятом этаже в квартире, которую занимала семья стенографистки Масленниковой. Комната эта, как запомнилась она московскому писателю Сергею Спасскому, «имела вид временного пристанища, как и большинство жилищ Маяковского. Необходимая, безотносительная к хозяину аккуратная мебель: диван, в простенке между окнами – письменный стол. Ни книг, ни разложенных рукописей – этих признаков оседлого писательства. Но так и должно было это выглядеть, — добавляет Спасский, — Маяковский «писал» в голове. Готовые стихи переносились на бумагу».

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть V 28.jpg

Он поселился тут, чтобы быть ближе к Лиле Брик. Они познакомились в июле 1915 года, когда поэта привели к Брикам в гости в дом на Жуковского, 7 читать «Облако в штанах». Маяковский был так впечатлен Лилей, что в тот же вечер посвятил поэму ей. Позднее из этой же квартиры футурист позвонил: «Я стреляюсь, прощай, Лилик». Тогда, правда, пистолет дал осечку. Сегодня на этом доме висит памятная доска, а на пятом этаже по-прежнему находится жилая квартира.

Последний адрес на сегодня. Дом Е.М. Бутурлиной

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть V 29.jpg

Дом, который мы видим сегодня, был построен 1857-1860 годах, его автор — архитектор Геральд Юлиус Боссе. За всю свою историю особняк не раз переходил из рук в руки. Но ещё до этого, первым владельцем этого участка был Василий Дмитриевич Корчмин.
Одна из городских легенд связывает имя Василия Корчмина с названием Васильевского острова. В начале XVIII века на Стрелке Васильевского острова была устроена артиллерийская батарея Василия Корчмина, что по мнению некоторых историков способствовало закреплению наименования Васильевский остров. Корчмин командовал батареей на стрелке Васильевского острова, когда Пётр I адресовал записки «Василию на острову».

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть V 30.jpg

До конца 1840-х на участке стоял одноэтажный деревянный дом со службами. В 1844 году участок перешёл во владение статс-дамы Елизаветы Михайловны Бутурлиной. Особняк в стиле необарокко возвёл в 1857-1860 годах архитектор Г. Э. Боссе и это творение по чувству стиля, общей композиции, исполнению декоративных элементов фасада явилось одним из лучших работ архитектора.
Период строительства здания - эпоха историзма и зарождающейся эклектики, когда архитекторы использовали в своем творчестве т.н. «исторические» стили, в том числе стиль «барокко» или, точнее, «необарокко» (псевдобарокко).
Фасад насыщен богатым лепным декором в виде композиций во фронтонах, в оформлении сандриков, оконных проемов, капителей колонн.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть V 31.jpg

Строительство дома было завершено в 1860 году. Трёхэтажный дворец стал шедевром нового барочного стиля. Средняя часть фасада несколько отступает в глубину, а на красную линию улицы выходят своими фасадами 2 боковых ризалита.
Лучковые фронтоны завершают центральную часть 3-хэтажного дворца и 2 боковых ризалита. В утопленной части здания — балкон с решёткой. На уровне 2-го этажа, между ризалитами, создана широкая открытая терраса. Её ограждает решётка из 5-ти ажурных металлических звеньев.
На тумбах ограды были установлены 2 статуи. Над главным карнизом на пьедесталах стояли 2 фигурные вазы. Над аркой проезда во двор располагался герб владелицы. Это декоративное убранство не сохранилось. Но в целом особняк сохранил свой внешний вид до настоящего времени.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть V 32.jpg

После Елизаветы Бутурлиной комнаты дома сдавались разным семьям. С 1860-х годов и до 1917 года в этом особняке размещалось посольство Австро-Венгрии. В 1868 году в этом доме снимала комнату семья Ковалевских. Софья Васильевна Ковалевская вошла в историю как математик, писательница, первая женщина — член-корреспондент Петербургской академии наук.
В первые дни после начала Первой мировой войны толпа разгромила посольство, закидала камнями и подожгла. Пожарные же старались в основном только не допустить переноса огня на соседние здания. После 1917 года в доме № 10 проживали солдаты-военнопленные. Печки они топили мебелью, дом обветшал и стал нуждаться в ремонте.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть V 33.jpg

В 1924-1925 годах здание было взято под государственную охрану как памятник архитектуры. В начале 1930-х его отремонтировали и превратили в многоквартирный жилой дом. В 1940 году здесь проживал известный шахматист Михаил Моисеевич Ботвинник. Во время блокады Ленинграда, фашистская бомба уничтожила лицевой флигель этого богатого особняка.
После Великой Отечественной войны фасад заново отстроили. К сожалению, интерьеры здания полностью погибли при перестройке. Несмотря на то, что он утратил величие своих интерьеров, снаружи он продолжает радовать глаз местных жителей и прохожих. На фасаде можно увидеть три разных сюжета, как амуры держат сов...

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть V 34.jpg

Видела это здание в другом цвете. До последней реставрации стены дома были окрашены в бирюзово-зеленоватый колер с выделением белым колером архитектурных деталей. Такое цветовое решение возникло после ВОВ.
Тогда здание было тщательно отреставрировано и окрашено как пример постройки необарочного стиля. Здесь нет никакой взаимосвязи с творчеством Растрелли и Боссе. Этот же принцип выделения на ярком фоне стен архитектурных деталей белой краской был использован и на других зданиях барочного стиля, включая Строгановский дворец, дворец князей Белосельских-Белозерских на Невском проспекте, а также бывшие частные дома в центральной части города. Это был шаблонный подход того времени.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть V 35.jpg

Исторический цвет возвращён на основании архивных данных, результатов петрографических и стратиграфических исследований.
Документальным основанием для этого, в том числе, служит авторский акварельный чертеж здания Гаральда Боссе 1857 года (хранится в Научно-исследовательском музее Академии художеств. На нем запечатлено бежевато-охристое колористическое решение главного фасада без выделения элементов ордерной системы каким-либо контрастным цветом.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть V 36.jpg

Всё бы хорошо, но мне кажется, амуры после современной последней реставрации подурнели до неузнаваемости. А у того, что держит гнездо на плече, исчез из гнезда нововылупленный совёнок...

С невесёлыми мыслями дошли до конца следующей улицы и встретили саму доброту в окружении пернатых.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть V 37.jpg

Если человек в тяжёлые для себя самого времена продолжает думать не о себе, а о братьях наших меньших; помогать, когда самому нужна помощь; он не сгинет, не пропадёт и не загнётся.

На сегодня всё, но будет продолжение...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Поздравляю всех с очередным повышением цен в торговых сетях шаговой доступности именуемые МАГНИТ. Стою в очереди на кассе в своем МАГНИТЕ и наблюдаю такую картину. Ходит девушка универсал, в МАГНИТЕ же все сотрудники универсалы и жнецы и швецы и на дуде игрецы или игруны? Так ходит эта ...
За два дня до юбилея не стало Александры Завьяловой. Пишут – найдена мертвой в своей квартире, что это? Знаю, у нее замечательная, любящая семья, дочь-красавица, сын, внуки, правнуки, муж, с которым хоть и рассталась давно, но дружила всю жизнь. Ушла актриса невероятной красоты и ...
Шо, уже проснулись? Ну, тогда быстро закинулись рассолом – и до ноук. Я хочу, чтобы первая лекция в новом году была полезной и без кацапов, поэтому посвящу ее гражданскому обществу и вообще яблоням на Марсе. Которые, вполне возможно, мы еще посадим – но яблок с них, увы, уже не попробуем. ...
Ощущение, как из комы вышла. Обвела все удивленным взглядом - почему ничего не сделано?!… Я знаю, люди так часто пишут, но мне кажется, новогодняя кома у меня первый ...
Молодец, Номина. Своей непроходимой азиатской глупостью ("Коран написан на фарси! Сталин ненавидел Романовых! Луна сделана из сыра! Дважды два - пять!") подталкивает меня к опровержению явного бреда, к доказыванию, что дважды два - четыре. Неужели ...