самопризвание России

Гройс категорически не желает смешивать эту традицию российского самоизобретения с «самоизобретением наций» в исторической социологии. На его взгляд, русские являлись не нацией в современном смысле, а «государственным народом (Staatsvolk), определявшим себя как коллективный подданный универсальной идеи, репрезентацией которой было государство»{14}. С тем большей заинтересованностью «российские авторы занимались поиском в западном мышлении начатков радикальной самокритики… чтобы затем трансформировать эту самокритику в "русскую критику" Запада»{15}. Иными словами, речь с самого начала шла о «самоизобретении» имперского народа с притязаниями на всемирность, превосходящую любой западный универсализм.
https://litmir.club/br/?b=256836&p=3
Гройс не совсем прав, возводя русскую традицию исключительно к западной в ее самонегации, ибо идея вселенского имперского народа-государства вообще не западная, а восточная - Египет XVIII династии, Персия Ахеминидов, а от них западные и восточно-азиатские ее рецепции - империя Ал.Македонского, династии Цинь и Хань в Китае, империи Римская и Ромейская (Византия), Св.Римская на западе и ряд династий в Китае, и наконец перенявшие ее, имперскую идею, от них Монгольская и Османская, и именно евразийское положение Руси-России сформировало русскую идею как идею имперскую, способную и отразить натиск Востока и Запада, и вобрать их в себя, став над ними. Ирония истории в том, что и Германия, также находившаяся между Западом и Востоком, 1000 лет была ведома этой идеей - идеей мирового Третьего Рима.
|
</> |