Самолет vs «Сапсан»
doc_jt — 01.02.2011В декабре ездил в Москву. Туда на самолете «Аэрофлота», обратно на легендарном немецко-российском скоростном поезде. Соответственно одной из целей поездки было сравнение на тему, что же быстрее и удобнее самолет или скоростной поезд?
Заказ билетов
В 21 веке ходить в билетные кассы как-то некошерно.
И у «Аэрофлота» и у «РЖД» есть полноценные
сайты с возможностью забронировать
и оплатить билет.
В обоих случаях процесс покупки очевиден
и удобен, но на сайте «Аэрофлота» нет личного кабинета
и соответственно посмотрть заказанный электронный билет позже
нельзя. (Сам билет вообще приходит только на электронную
почту, сссылаясь нв какой-то сторонний ресурс, что
ИМХО неправильно).
При покупке билета на самолет можно выбрать предпочитаемый тип
места (у прохода, у окна), сайт «РЖД» позволяет выбрать вагон
и диапазон мест. Если в диапазоне указать, что интересуют
места с 59 по 59, то это место ваше, при его
вакантности разумеется.
С этим 59 местом вышел казус. Зная, что в интернете
есть схемы «Сапсана», и набрав искомое в яндексе,
я попал на дурацкий сайт
с неверной схемой. Подобрал там четвертый вагон,
место у окна с полноценным столиком, недалеко
от выхода и по ходу движения. 59 место.
В реальности это место оказалось в противоположном ряду,
соответственно спиной вперед и без табло со скоростью
перед глазами. Верная схема присутствует
на сайте «РЖД».
На обоих сайтах есть возможность пройти электронную
регистрацию и завалиться на посадку с распечатанным
самостоятельно посадочным талоном (в самолет) или
с паспортом (на поезд). От этого отказался,
поскольку во- первых времени на этом не съэкономить
(в аэропорт все-равно надо хотя бы за час
завалиться — мало ли какой там бардак), а во-вторых
собираю билетики всякие :)
Цена вопроса
Как на самолет, так и на поезд, билет
покупал в эконом-класс.
Итак перелет из Петербурга в Москву регулярным рейсом
«Аэрофлота» обошелся в 2171 рубль за билет.
Стоимость покатушек в «Сапсане» — 2872,20. Теоретически
можно было бы лететь и «Авиановой»
за 1000 рублей, но билет бы пришлось покупать
за пару месяцев. Идеология дискаунтеров, думаю всем известна.
Да и по времени не удобное расписание.
К стоимости самолета, думаю логично будет приплюсовать
стоимость проезда между метро и терминалом.
В Петербурге это порядка 30 рублей за маршрутку
от Московской в Пулково-1, в Москве — 300
за «Аэрокспресс» из Шереметьева.
Даже с этими допущениями самолет получается дешевле
на 370 рублей.
Время в пути
Рекламные слоганы «РЖД»: «Петербург — Москва за 3.5
часа» — недостоверны. Минимальное время для скоростного поезда
без остановок 3 часа 45 минут. Есть варианты и более
4 часов.
«Аэрофлот» по расписанию дложен доставить за 1 час
20 минут.
Разумеется ко времени надо приплюсовать дорогу до вокзала
или терминала. А также небольшой запас, чтобы без суеты
сесть в транспорт.
Поскольку дорога от дома до вокзала — вещь субъективная, временные затраты на транспорт имеет смысл считать от метро. Соответственно для поезда они будут равны нулю. Запас времни на вокзале — оптимально 30 минут до отправления. Общее время получается — 4 часа 15 минут.
С самолетом сложнее. В аэропорт надо прибыть
не мнеее чем за час, что успеть пройти все процедуры,
найти выход и т. п. Плюс дорога от метро. Маршрутка
до Пулково — 30 минут. Выход из самолета,
прогулка по Шереметьево и «Аэроэкспресс»
до Белоруского вокзала еще 1 час 10 минут. Так что
к заявленным часу двадцати прибавляем эти «издержки»
и получается 4 часа. То есть разница с поездом всего
в 15 минут.
Субъективные затраты времени на проезд. Из Петербурга
в Москву: вышел в 6 утра — на Белорусский
вокзал приехал в 11.45 (5 часов 45 минут).
На Ленинградском вокзале оказался гораздо раньше намечсенного,
но на посадку отправился за полчаса в 19.10,
дома в Петербурге был примерно в 0.30 (5 часов
20 минут).
Комфорт
Самолет, как транспорт, никогда для меня не был комфортным средством передвижения. И дело даже не в том, что при взлете и посадке на старых среднемагистральных моделях закладывает уши и создается внутренний дискомфорт. Самолет с точки зрения комфорта — по сути это алюминевая бочка, набитая людьми под завязку. В «экономе» это сопряжено еще и с толканием локтями и клаустрофобией в забрызганном сортире. К этому можно добавить современные «методы безопасности» в аэропорту, которые со временем будут только усиливаться. Плюс один — быстро. «Аэрофлот» в этом плане не хуже и не лучше остальных.
В поездах с комфортом получше,
да и романтика железной дороги влияет
на положительное настроение. Что касается «Сапсана»,
то кресла в нем довольно удобные и достаточно
широкие. Но, как я писал выше, с местом 59 мне
«повезло». Спинка кресла этого места совершенно не хотела
откидываться. Возможно, я что-то не так делал,
но при нажатом рычажке пытался опрокинуть сию спинку под
разными углами. Не получилось. Копеечные китайские наушники
для просмотра фильма тоже оказались браковаными — одно ухо
не работало, во втором стоял треск.
Сам поезд довольно ощутимо потряхиват, особенно на скорости
180+. Кстати, до «рекламного» предела в 250 км/ч
поезд не разогнался. Максимальная отметка, которую
я заметил на табло, была 232 км/ч. Большинство пути
скорость держалась в районе 180.
«Сапсан» очень хочет быть похожим на самолет. Тут
и приветствие пассажиров машинистом перед поездкой, как
традиционно делает КВС перед взлетом. Тут и проводников
пытаются называть стюартами, хотя конечно по привычке
сбиваются на традиционное название. И даже тележки
с закусками у этих сюартов из авиации.
С табличками, на которых написано, что тележку надо
зафиксировать во время взлета,
посадки и турбулентности.
В целом этот поезд весьма конкурентная альтернатива самолету,
особенно если учесть, что время на перелет соизмеримо
со временем на проезд на поезде, а комфортность
при этом выше у «Сапсана». Но самолет дешевле, особенно
если покупать билетых на дискаунтер
и хорошо загодя.