Самые дорогие украденные предметы искусства
lk55lk — 16.01.2014 На черном рынке продажа предметов искусства по востребованности, конечно, проигрывает торговле наркотиками, оружием и сексуальными услугами. Тем не менее кража музейных экспонатов или культурных ценностей из частных коллекций с целью их последующей реализации давно стала элементом четко отлаженного и прибыльного бизнеса. Оборот одного только американского подпольного арт-рынка специалисты оценивают в шесть миллиардов долларов. Неудивительно, что в мире ежегодно пропадают десятки тысяч картин, скульптур, гравюр, коллажей, что год от года только прибавляют в стоимости.Стоимость: около $100 млн
Нацисты совершили множество преступлений против искусства:
неугодный им авангард нацисты признавали «дегенеративным», а
образцы классической живописи присваивали. Так произошло и с
полотном Рафаэля, которое принадлежало знатному польскому роду
Чарторыйских. «Портрет молодого человека» был конфискован в 1939
году. Незадолго до окончания Второй мировой войны картина попала в
руки генерал-губернатора оккупированной Польши Ганса Франка. В ходе
допросов накануне Нюрнбергского процесса он перечислил места, где
проигравшая сторона прятала украденную живопись, но шедевра Рафаэля
там не оказалось. На след портрета удалось напасть лишь в 2012
году: сообщалось, что он якобы находится в банковском хранилище на
территории то ли США, то ли Европы.
Стоимость: около $50 млн.
Картину голландского постмодерниста украли в 2010 году из каирского Музея Мухаммеда Махмуда Халиля, который вот-вот должен был закрыться на ремонт. Видимо, поэтому там толком не работала ни подведенная к экспонатам сигнализация, ни аппаратура слежения. В надежде перехватить картину спецслужбы блокировали аэропорты, вокзалы, причалы, но все усилия оказались тщетными. Спустя пару лет британские эксперты сделали сенсационное заявление о том, что настоящие «Маки» были похищены из музея еще в 1977 году и воры рисковали свободой ради подделки. Оригинал же сначала находился в распоряжении некоего египетского чиновника, а позже был выгодно продан за границу. Однозначно подтвердить или опровергнуть эту информацию не могут по сей день.
Стоимость: около $28 млн.
В мае 2010 года во Франции произошло ограбление века — во всяком
случае, таковым его считают любители живописи. Похититель, который,
скорее всего, действовал в одиночку, проник в Парижский музей
современного искусства, взломав оконную решетку. Не торопясь, он
вытащил из рам пять картин Пабло Пикассо, Анри Матисса, Жоржа
Брака, Амедео Модильяни и Фернана Леже. Судя по записям с камер,
преступник вел себя спокойно, словно был уверен, что его не
поймают. Он ошибался: через полтора года после кражи сыщики
вычислили и вора, и заказчика. Последний признался, что,
почувствовав слежку, запаниковал и уничтожил все полотна, включая
самое ценное — «Голубя с зеленым горошком». Полиция его словам не
поверила и продолжает искать украденное.
Стоимость: около $20 млн.
Традиция хранить великие полотна в храмах и соборах сыграла с
итальянцами злую шутку: в 1969 году из часовни Сан Лоренцо в
Палермо исчезла одна из работ Караваджо. Главными подозреваемыми в
краже считались представители сицилийской мафии, но спецслужбам
долгое время не удавалось отыскать ни заказчиков, ни исполнителей,
ни саму картину. Правда о печальной судьбе «Рождества» открылась в
2009 году, когда киллер Гаспаре Спатуцца на суде рассказал о том,
что картину держали в сарае на ферме семьи Пуллара. Мафиози не
посчитали нужным позаботиться о полотне, и его обглодали крысы и
свиньи. Поняв, что поврежденный холст продать не удастся, его
сожгли. Общественность, впрочем, до сих пор надеется найти
опровержение показаниям Спатуцци.
Стоимость: около $5 млн.
Роскошный новогодний подарок сделал себе в 1999 году организатор кражи картины «Вид на Овер-сюр-Уаз» из Эшмоловского музея искусства и археологии в Оксфорде. Пока вся страна запускала фейерверки, пила шампанское и отсчитывала секунды до наступления миллениума, вор незамеченным пробрался в зал, где были представлены полотна импрессионистов, и унес одно из самых ценных. Естественно, ни о какой бдительности охранников в ночь нового тысячелетия и речи быть не могло, за что они впоследствии поплатились рабочими местами. Интересно, кстати, что сам Сезанн не был до конца удовлетворен своей работой: он не оставил на холсте подписи, а значит, считал его незаконченным. На экспертную оценку стоимоcти «Вида на Овер-сюр-Уаз» это не слишком повлияло.
Стоимость: около $4,6 млн.
Каких бы размеров ни была картина, ее транспортировка после кражи особой проблемы не представляет: вырезал из рамы, скрутил в рулон — и неси куда хочешь. Со скульптурами дело обстоит существенно сложнее, однако умельцы находятся и тут: в 2005 году в Британии трое неизвестных похитили статую, размеры которой достигали трех с половиной метров в длину и двух — в высоту и ширину. «Лежащая фигура», созданная модернистом Генри Муром, находилась на территории принадлежавшего ему поместья в графстве Хертфордшир. Скультуру за считаные минуты подняли в кузов грузовика с помощью лебедки – прямо под камерами наружного наблюдения. После нескольких лет безуспешных поисков полиция пришла к выводу, что «Лежащая фигура» была переплавлена.
Стоимость: около $3 млн.
Одно из самых циничных похищений в области искусства было совершено в 1995 году, когда из нью-йоркской квартиры известной австрийской скрипачки Эрики Морини пропал инструмент, изготовленный самим Антонио Страдивари. Женщина, которой к тому времени уже перевалило за 90 лет, находилась в больнице в тяжелом состоянии. Посовещавшись, друзья и родственники Морини решили не сообщать ей печальную новость: боялись, что сердце старушки просто не выдержит такой утраты, ведь скрипку ей подарил отец более полувека назад. Морини умерла спустя считаные дни — в счастливом неведении. Поскольку следов взлома в квартире обнаружено не было, полиция полагает, что ответственность за кражу, вероятнее всего, лежит на плечах человека, вхожего в семью почившей старушки.
Стоимость: около $1 млн.
Дорогостоящие картины редко становятся случайной добычей: как
правило, на них ведется долгая и прицельная охота. Исключение в
этом смысле составляет полотно Огюста Ренуара, которое досталось
грабителю просто по стечению обстоятельств. 8 сентября 2011 года
вооруженный мужчина ворвался в богатый дом на западе Хьюстона в
штате Техас и, угрожая пистолетом, потребовал выложить на стол
деньги и драгоценности. Перепуганный хозяин нашел в себе силы
только на то, чтобы указать на висевшую на стене картину и назвать
ее примерную стоимость. Обрадовавшись неожиданной удаче, преступник
схватил «Мадлен» и скрылся во тьме. На этом его везение
закончилось: полиция уверена, что тайно сбыть столь ценнный предмет
искусства у рядового вора не получится.
Стоимость: около $1 млн.
Вряд ли голландский портретист Франц ван Мирис Старший
предполагал, что его склонность писать картины маленького формата в
дальнейшем будет на руку грабителям. Сотрудники Художественной
галереи Нового Южного Уэльса в Австралии, откуда в 2007 году пропал
автопортрет ван Мириса, предполагают, что на преступление вора
вдохновили именно небольшие размеры полотна — всего 20 на 16
сантиметров. Более того, специалисты склонны считать кражу
спонтанной: кто-то из посетителей внезапно осознал, что унести
«Кавалера» в сумке не составит труда — и тут же осуществил
задуманное. При этом в его цели вряд ли входила перепродажа, а
значит, найти картину, скорее всего, уже не удастся, и она впредь
будет украшать стену самой обычной квартиры или дома.
Стоимость: около $900 000
Идея сохранения национального культурного наследия крайне
популярна среди жителей Туманного Альбиона. Тем не менее украденные
предприимчивыми британцами статуи с завидной регулярностью попадают
в местные пункты приема металлолома. Причем речь идет не только о
безликих уличных украшениях, но и о работах признанных мастеров. По
статистике, преступления такого характера ежегодно приносят
государству ущерб в размере £700 000. В 2011 году лондонская
полиция сообщила о том, что в Скотланд-Ярде появится специальное
подразделение по борьбе с хищениями металлических предметов. Угроза
не подействовала: на следующий же день выяснилось, что из
Далвич-парка исчезла скульптура Барбары Хэпуорт «Две формы».
Надежда на ее возвращение невелика.
Источник
forbes.ru
|
</> |