Самая разнузданная статуя Древней Греции
shakko_kitsune — 24.05.2020 Мраморный сатир, который уже много веков смущает зрителей.Важнее всего в этом произведении поза Фавна. Она максимально расслаблена, он полностью открыт взгляду зрителя, не скрывая и не защищая ничего, даже самое ценное в организме.
Источник 3D-реконструкции: https://zbrushfun.wordpress.com/tag/barberini/
Все это сделано очень легко, изящно, свободно. Ничуть не удивительно: скульптура, как было сказано выше, принадлежит к эпохе эллинизма, когда древние греки, чья цивилизация находилась уже на излете, вступили в свой Серебряный век, и умели декадентствовать особенно стильно. (А потребительски любоваться именно мужской красотой они умели всегда, с самого начала своего искусства).
Более того, ученые предполагают, что Фавн выполнен в той же пергамской школе скульптуры, где был изваян знаменитый "Лаокоон". Действительно, что-то общее в подходе есть, не правда ли? Но какие разные эмоции вкладывает скульптор: у одного томление и сладкая дрема, расслабленность, у другого — борьба со смертью.
Есть еще нюанс: нам никогда не узнать, как скульптура выглядела в оригинале, быть может — намного более пристойно. Дело в том, что около 200 г. до н.э. был создан оригинал. А то, что мы видим сегодня, как предполагают некоторые ученые — это не он, а копия, выполненная в римское время, во 2 веке н.э. для римского императора Адриана, который в прямом смысле придерживался идеалов античной дружбы со своим любимчиком Антиноем. И поэтому собирал скульптуры подобного настроя (сегодня жить легче, такие картинки можно просто в папку на рабочем столе сохранять; тогда же приходилось заказывать в мраморе...). Так вот, есть версия, что для подобного заинтересованного заказчика копиисты могли кое-что чутка утрировать.
Более того, когда скульптуру откопали в Риме в новое время, она была сильно покоцана: не хватало правой ноги, частей обеих рук и кое-где фрагментов головы. Восстанавливали ее, наращивая согласно своей фантазии, недостающие части, лучшие скульпторы эпохи барокко. Была даже версия, что среди них был даже великий Бернини. То есть фантазия и любовь к телесности была огого какая мощная.
Фрагмент скульптуры Бернини "Похищение Прозерпины"
Так что сегодня мы видим Фавна уже после работы реставраторов-фантазеров 17 века. И возможно, они тоже что-то слегка утрировали, чтобы привлечь публику.
Впрочем, если вы вглядитесь, то заметите, что левой руки у скульптуры сегодня все-таки нет. Потому что новейшие, современные музейщики решили, что эту добавку мастеров барокко можно все-таки ликвидировать, без потери художественной ценности.
На этом слепке, который был сделан в конце 19 века для нашего Пушкинского музея, еще присутствует та самая рука, которую потом уберут. Можно разглядеть и шкуру, которая в оригинале выглядит гораздо хуже. Очень трогательно, что делать слепок того, что у Фавна ниже пояса наш профессор Цветаев для русской публики все-таки не решился.
Впрочем, увидеть в России его в целиковом виде вполне возможно: в 18 веке, когда народ не был таким викториански чопорным, копию Фавна Барберини в полный рост заказали для украшения нашего Большого каскада в Петергофе.
Статую откопали в 17 веке, в эпоху барокко, и в этом ей очень повезло: она поразила буйных людей того времени и оказала большое влияние на произведения мастеров той эпохи. Случись это в Высокое Возрождение, когда предпочитали идеально прекрасную классику, к ней бы отнеслись намного хуже, например, сослали бы ее в какое-нибудь закрытое хранилище для произведений античного искусства на всякие скользкие темы.
Вдохновляет она творцов и сейчас...
Leo Caillard. "The Barberini Faun" in Caillard's "Hipster in Stone" collection.
|
</> |