Самая неоднозначная сказка Шарля Перро

топ 100 блогов zina_korzina24.02.2021
  • Одна из самых странных и неоднозначных сказок Шарля Перро – «Ослиная шкура» (1694). Несмотря на то, что она была создана в просвещённую эпоху Большого Стиля – то есть в царствование Людовика XIV, от всей истории и её деталей веет пещерной архаикой. Такое чувство, что это - времена мифологической древности и даже – дикости. Хотя, многие сказки, если начинаешь их разбирать в духе Владимира Проппа, по факту - вовсе не детские радости, а – хтонь и ужас.

    Самая неоднозначная сказка Шарля Перро
    • Кадр из французской экранизации «Ослиная шкура» (1970). Источник - https://www.pinterest.ru/

      По сюжету, выдуманному Шарлем Перро, некий благородный Король был счастливо женат и, когда его супруга лежала на смертном одре, он поклялся ей, что никогда не женится, однако же, она принудила мужа дать иную клятву: жениться лишь на той, что будет краше и прекраснее умирающей Королевы. Так уж случилось, что этому требованию отвечала только одна кандидатура - … молодая Принцесса.

      Самая неоднозначная сказка Шарля Перро
    • Кадр из французской экранизации «Ослиная шкура» (1970). Источник - https://www.pinterest.ru/

      И его величество начинает свататься к своей же дочери, заставляя её метаться и мучительно соображать. Девушка обращается к своей крёстной – фее Сирени (у героинь Перро уже не первый раз имеется фея-крёстная). Та учит испуганную деву разным уловкам – поставить Королю такие условия, чтобы он сам отказался. Например, подарить ей платья немыслимых оттенков – небосклона, лунного света и солнечного сияния. Но когда ополоумевший Король исполнил три её желания, Принцесса (по наводке феи) затребовала шкуру уникального осла.

      Самая неоднозначная сказка Шарля Перро
    • Кадр из французской экранизации «Ослиная шкура» (1970). Источник - https://www.pinterest.ru/

      А это животное, переваривая пищу, давало вместо финальных субстанций жизнедеятельности – продукцию монетного двора. Для Короля это означало удар по отлаженной, хотя и паразитарно-сырьевой экономической системе, однако, он всё равно убил осла, после чего окончательно запуганная Принцесса, надевает шкуру и бежит из дворца, прихватив подаренные ей платья. Потом она влачит позорное существование батрачки, над ней все издеваются и считают её чудовищным пугалом.

      Самая неоднозначная сказка Шарля Перро
    • Кадр из французской экранизации «Ослиная шкура» (1970). Источник - https://www.pinterest.ru/

      Но Судьба оказалась благосклонна к бедняжке. Принцесса любила иной раз вымыться и – нарядиться в свои чудесные облачения и вот, когда она, забыв обо всём на свете, переоделась из лохмотьев в «солнечное» платье, её случайно увидел проезжавший мимо Принц. Влюбился. Потом велел, чтобы девушка, живущая на хуторе, испекла ему пирог. В процессе замешивания теста – уронила колечко. Наверняка – специально.

      Самая неоднозначная сказка Шарля Перро
    • Кадр из французской экранизации «Ослиная шкура» (1970). Источник - https://www.pinterest.ru/

      Дальше примерно так же, как в «Золушке» - Принц объявил, что женится на той, которой крохотное украшение придётся в пору. Тут же понаехали аристократки и дегенератки, следом двинулись горничные и прочая обслуга. И тогда Принц велел позвать самую зачуханную девку в регионе – ту самую Ослиную Шкуру. Выяснилось, что она-то и есть – хозяйка изысканного колечка. Тогда – пир, свадьба и чад кутежа. Приехал и одумавшийся Король-отец, которому никто не высказал никаких претензий…

      Самая неоднозначная сказка Шарля Перро
    • Кадр из французской экранизации «Ослиная шкура» (1970). Источник - https://www.pinterest.ru/

      Тут много кадров из французской – шикарной, декадентской, прихотливой экранизация 1970 года, где Короля сыграл Жан Марэ, Принцессу – Катрин Денёв, а музыку создал Мишель Легран. Там все мотивы сохранены, включая тему инцеста. В общем, оно не для детей и в СССР этот фильм не демонстрировали, хотя Марэ, Денёв и Легран были популярны и любимы в нашей стране. Фильм просто феерически, где-то даже болезненно-красив. Тут важнейшую роль играет цвет – мы видим феерию синего, торжество красного, магию белого и так далее.

      Самая неоднозначная сказка Шарля Перро
    • Кадр из французской экранизации «Ослиная шкура» (1970). Источник - https://www.pinterest.ru/

      В этой версии много постмодернистских аллюзий и стёба. Допустим, Король читает «поэзию будущего» - Гийома Аполлинера и Жана Кокто. По сюжету эти книги доставляет уже упомянутая фея Сирени. Сама фея одевается и стрижётся по моде 1930-х годов – белокурые, короткие волосы с укладкой, струящиеся платья, боа, белые туфли-босоножки. В её чащобе (!) стоит ретро-телефон, а на свадьбу Принцессы-крестницы фея прилетает на вертолёте. С Королем, что стал её мужем. Подобные шутки допускались, как раз, в советских киносказках. Вроде этого или вот этого.

      Самая неоднозначная сказка Шарля Перро
    • Иллюстрации Гарри Кларка к сказке «Ослиная шкура». Источник - Википедия.

      А вот в СССР в начале 1980-х был создан свой вариант – без инцестуальных порывов. У нас получилась именно детская, невероятно милая вещица. Король (Владимир Этуш) женится на стерве (Светлана Немоляева), а Принцессе предстоит брак с нелюбимым. Она сбегает, одевшись в ту самую шкуру. (Да, волшебный осёл имеет тут свою печальную тему – сначала он стал приносить серебро вместо золота, потом… В общем, показаны превратности сырьевой экономики). Конечно, Принц тут бедный, интеллигентный, тонко-нервный – всё, как мы любили в позднем СССР.

      Самая неоднозначная сказка Шарля Перро
    • Кадр из советской экранизации «Ослиная шкура» (1982). Источник - https://www.pinterest.ru/

      В сказку добавили забавных персонажей – уже упоминавшуюся мачеху-стерву, потом – разбойника, промышляющего гоп-стопом и похищением людей (Николай Караченцов), его супругу, занятую скупкой антиквариата. Да и лав-стори тоже изменили – Принц и Принцесса познакомились и полюбили друг друга при иных обстоятельствах, не было и пирога, в тесто которого упало колечко – наша Принцесса тайно спасла Принца и оставила ему «артефакт». В общем, это тот случай, когда «наше – лучше»…

      Самая неоднозначная сказка Шарля Перро
    • Кадр из советской экранизации «Ослиная шкура» (1982). Источник - https://www.pinterest.ru/

      Советские мастера довольно часто сглаживали ненужные углы, убирали болезненность и ненормальность, вуалировали ужасы или, как тут - указание на инцест. В результате у нас формировалась позитивная картина мира - у нас были другие Малыш и Карлсон, Винни-Пух, Алиса (которая в Стране Чудес), а у взрослых - благородная и страдающая Джулия Ламберт, вместо похотливой стареющей тётки, описанной Сомерсетом Моэмом. Правильно это или нет - сказать трудно. Вместе с тем, всегда можно было взять первоисточник и выбрать, что нравится больше - авторский или советский варианты...
  • Оставить комментарий

    Архив записей в блогах:
    Сначала не хотел про это писать. Потом подумал - почему нет? - возможно, это снимет ...
    В школьной программе это - самые реакционные предметы. По сравнению с ними даже Начальная военная подготовка сосёт. Давно нет романовской империи, но большая часть школьной программы - это дворянская литература XIX века. Детям прививают классово ...
    Беседа кинокритика Майи Туровской (1924-2019) с Марией Чугуновой, ассистентом режиссера Андрея Тарковского на фильмах «Солярис», «Зеркало», «Сталкер». Текст приводится по изданию: Туровская М.И. Семь с половиной, или Фильмы Андрея Тарковского. — М.: Искусство, 1991. ...
    Ибо их очень часто ставят как обвинение в сторону англичан относительно бедных незлобивых ирландцев. Мол, это прям продуманная политика угнетения и ущемления. Смысл на самом деле такой. В общем, уже первые англо-нормандцы, вторгшиеся в Ирландию (все эти де Клэры, Стронгбоу и иже с ...
    У меня тут вчера случился воспитательный прокол. Скачала я, значит, ребенку "Зиту и Гиту". Это такой старый индийский фильм, который, изначально, конечно, для детей не предназначался, но сюжет там незамысловатый, к тому же там все такое яркое и нарядное. Мне, помнится, в детстве очень ...