Самарское. Прекрасное.

топ 100 блогов george_rooke11.08.2015 Поскольку меня вроде как читают - авось этих идиотов проймет, либо им просто дадут смачный подсрачник.

Оригинал - http://drugoigorod.ru/no-tram/

Задумайтесь над тем, много ли в Самаре доступных экскурсионных маршрутов? Таких, чтобы собраться и без всякой предварительной подготовки отправиться в интересное путешествие? Я вам отвечу — ни одного. Все предложения на экскурсионном рынке требуют предварительного планирования и брони.


В 2014 году журнал «Другой город» придумал сделать в Самаре постоянно действующий трамвайный экскурсионный маршрут.

Как говорится, всё сошлось. В 2015 году случилась особенная дата — 100 лет самарскому трамваю. Опять же в юбилейный год победы было символично вспомнить о том, как в годы войны трамвай связывал центр Куйбышева с рабочей Безымянкой и был, по сути, единственным видом общественного транспорта. Наконец, сама идея трамвайных экскурсий прекрасно вписывалась в общую историю развития города. Трамвайные маршруты остаются неизменными десятилетиями, в то время когда город вокруг меняется и растет. И эта сквозная роль трамвая – как во времени, так и в пространстве — очень важная для понимания истории и сути Самары. Трамвай связал три эпохи: купеческую дореволюционную Самару, советский Куйбышев и современный город.

ДЕКАБРЬ

Эти особенности мы посчитали необходимым подчеркнуть в нашем проекте, который направили на городской конкурс идей. И выиграли. В декабре 2014 года нас торжественно наградили, и руководитель Департамента административной реформы Петр Сучков пообещал нам приоритетное финансирование по этому проекту в 2015 году.

Одновременно мы вели переговоры с ТТУ, которым на тот момент руководил Андрей Спиридонов. Здесь наша идея также получила изрядную долю восторженных комментариев и обещаний в любом случае её реализовать. Таким образом, со спокойным сердцем мы занялись подготовкой проекта «Трамвайные экскурсии». Техническая сторона вопроса заключалась в том, чтобы ТТУ подготовило отдельный специально оборудованный вагон. В нем предполагалось сделать звуковую разводку для каждого места с наушниками, а также повесить плазму для показа фильмов и фотографий.

Внешне он должен был выглядеть так:
Самарское. Прекрасное.

МАРТ

В марте 2015 года наш проект получил грант администрации г.о. Самара в размере 250 тысяч рублей. В марте же появилась информация о том, что Андрей Спиридонов освобожден от должности руководителя ТТУ. Таким образом, в марте мы получили одну хорошую новость и одну тревожную, к которой пока еще не знали, как относиться.

В марте работа над проектом продолжалась, и журналист ДГ Андрей Артемов разработал два экскурсионных маршрута от Хлебной площади до Постникового оврага и от Хлебной площади до кольца на ул. Тухачевского.

В апреле тревожные новости начали превращаться в откровенно плохие. Наш координатор Даша Григоревская бомбардировала ТТУ письмами и вопросами: «Что с проектом «Трамвайные экскурсии»?»

Нас пригласили в трамвайно-троллейбусное управление. Помню какой-то крохотный кабинет, где даже не хватило стульев, чтобы разместить трёх человек, — их тащили от соседей. Потом невнятный молодой человек, нервно крутя ручку, рассказывал, что основной генератор этой идеи Спиридонов убыл и непонятно, кто будет вместо него. В такое сложное время делать такой серьезный проект … ну как бы это выразиться… проблематично.

Мы не желали разделять сомнения чиновника, имея на руках готовый проект и уже перечисленные деньги гранта. В результате нас очень мягко послали… выяснить стоимость звукового оборудования и вариантов оклейки вагона.

Радостные от того, что слова «нет» не прозвучало, мы разузнали всё про техническую покресельную разводку звукового кабеля, а также про преимущества покраски вагона перед оклейкой его «оракалом». Но больше нам с этим чиновником встретиться не пришлось. Он бесследно исчез.

МАЙ

В мае мы познакомились с новым персонажем самарского трамвайно-троллейбусного дела — Михаилом Ефремовым. Он отрекомендовался исполняющим обязанности руководителя ТТУ и сразу сказал, что в наш проект не верит. Правда, жене его идея понравилась, признался он между делом, но это ничего не значит. С ним мы начали обсуждать экскурсионный проект с самого начала. Доказывали его уникальную составляющую для Самары, говорили о невысокой затратной части, упирали на поддержку городских властей. И — о чудо! — Михаил сказал, что он нам даст единственный имеющийся в ТТУ белый вагон, который мы можем обклеить и начать проводить экскурсии по выходным с июня.

ИЮНЬ

В начале июня Михаил Ефремов очень извинялся, сказывался занятым и просил отодвинуть сроки запуска экскурсий еще на 2 недели. Дескать, вагон не подготовлен, оборудование еще не установлено. Мы еще не знали тогда, что всё с самого начало было враньем. Мы в свою очередь стали извиняться перед рекламным агентством, которое должно было заниматься декорированием вагона, и также просили передвинуть сроки нашего заказа.

Июнь стал ключевым месяцем в нашей истории, потому что на должность руководителя ТТУ был назначен уже железобетонный, а не какой-то там исполняющий какие-то обязанности руководитель. Так мы познакомились с Сергеем Быковым.

Первое общение состоялось по телефону. Он, разумеется, сказал, что примерно две недели будет вникать в дела, и смысла в нашей встрече не видит. Мы забили тревогу, забросали Департамент транспорта письмами, и получили оттуда весьма любопытный ответ. Руководитель Департамента транспорта Дмитрий Войнич ответил, что наш проект теряет свою актуальность перед предложением депутата Государственной думы Александра Хинштейна по восстановлению ретро-трамвая.

Хронология событий июня привела меня на встречу с Александром Хинштейном. И там я без обиняков описала ему процесс наших мытарств среди чиновников городской администрации и подведомственных ей учреждений, а также о проекте, за который болеет душа у редакции «Другого города». «Классный проект, — сказал Хинштейн. — Более того, это другой проект, никакого отношения к моей идее не имеющий. Надо его реализовывать. Помогу».

Через неделю у Александра Хинштейна состоялось большое совещание, одним из вопросов которого стало обсуждение трамвайных экскурсий. Для укрепления позиций интересов городского туристического кластера туда пригласили членов оргкомитета «Культурная Самара», семерых представителей компаний-туроператоров, городских и областных чиновников от туризма, а также руководство ТТУ.

«Нет денег на проект экскурсионного трамвая. Большие расходы на содержания трамвайного парка. И для нас этот проект убыточный. Но если нам дадут денег, то мы запустим экскурсионный трамвай», — резюмировали представители ТТУ. Чиновникам задали вопрос: какова себестоимость одного часа аренды трамвая? «15 тысяч рублей», — заявил Михаил Ефремов. После этих слов все сникли. Потому что продавать 1 билет в вагоне с 30 посадочными местами придется по совершенно заоблачной цене. Совещание закончилось ничем.

Через пару дней мы написали очередное письмо в ТТУ с просьбой прояснить ситуацию с трамвайными экскурсиями и назначить совещание по этому поводу. Сергей Быков согласился нас принять.

В июле случилась кульминация и одновременно развязка нашей грустной повести. Произошла она в кабинете руководителя ТТУ Сергея Быкова.

«Ну, рассказывайте», — начал он встречу с нами. И мы в девяносто шестой раз начали излагать концепцию проекта, а также вспоминать все прежние договоренности. Как только прозвучала фамилия Спиридонова, Сергей Павлович заметно оживился: «Где Спиридонов? Ау!» И полез под стол. Довольный, через секунду вылез оттуда и хитро посмотрел на нас: «Нету Спиридонова!» После этого прытко кинулся к форточке и начал искать дух Спиридонова там.

Сказать, что мы ошалели, значит, не сказать ничего. «Вот вы пришли сюда со своим гуманитарным проектом, а вы знаете, что мне зарплату платить сотрудникам нечем? Вы понимаете, что у ТТУ немало долгов и вообще содержать это хозяйство требует больших усилий? Что я буду иметь с вашего проекта, кроме хлопот?!»

Когда разговор перешел в понятное русло товарно-денежных отношений, мы попытались доказать, что трамвайные экскурсии — вполне коммерческий проект, способный себя окупать.

«А по какой цене вы хотите продавать билеты?» — спросил Быков. Мы назвали сумму в 300-350 рублей. «Это не окупит наши затраты», — отрезал Быков и вызвал подкрепление в лице своего заместителя Михаила Ефремова. Михаил явился не один, а наперевес с калькуляцией на аренду трамвая. Потрясая этой бумагой, сообщил, что мы можем брать трамвай, перечисляя ТТУ 15 тысяч рублей в час. «Откуда такая сумма?» — искренне удивилась я. Было ошибкой Быкова выпускать заветную бумагу с расчетами по аренде трамвая из своих рук и передавать её мне. Я не обладаю фотографической памятью, но перескажу близко к тексту.

Первым пунктом стоимости аренды трамвая значилась строка «капитальный ремонт», на которую отводилась сумма в 6000 рублей. «Позвольте, — возмутилась я, — какое отношение имеет это к аренде вагона?» Михаил Ефремов мне возразил: «У нас подвижной состав старый. Нам его надо ремонтировать. Стоимость ремонта 1 вагона обходится в 3 миллиона рублей».

Эх, не было у меня с собой калькулятора! Уже потом на работе я пересчитала эту строчку и выяснила, что при обычной загрузке трамвая капитальному ремонту он должен подвергаться каждые 57 дней! Но самое смешное, что второй строкой в калькуляции значился «текущий ремонт» с суммой в тысячу рублей. Потом я нашла там заработную плату директора и всего административного аппарата, естественно, НДС, налоги. Две строки, которые реально относились к делу, звучали как «зарплата водителя трамвая» и «расходы на электроэнергию» и суммарно составляли чуть больше 500 рублей.

О результате своих изысканий я немедленно сообщила директору. «Ну ладно, — сказал он, — мы пересмотрим цену». Рядом сидел Михаил Ефремов и как заведенный повторял: «А кто будет капитально ремонтировать наши вагоны?» Мне немного стыдно за свое поведение, потому что я не сдержалась тогда. На повышенных тонах я попыталась доказать присутствующим, что проект трамвайных экскурсий важен для города и его туристической составляющей, что он уже поддержан и оценен администрацией города, что мы берем на себя львиную долю всех хлопот по организации экскурсий и действуем из альтруистических соображений, а вовсе не из коммерческой выгоды. Сергей Быков мудро решил загасить конфликт. Он пообещал нам выделить в качестве эксперимента 1 трамвай в воскресенье, 26 июля, чтобы мы сделали пробную экскурсию.

ИЮЛЬ

И вот конец истории. Вечером 23 июля из ТТУ нам поступил звонок с просьбой согласовать в Департаменте транспорта воскресную экскурсию. Утром 24, это была пятница, мы выяснили, что Дмитрий Войнич в отпуске и его замещает человек, слыхом не слыхивающий о нашем проекте. Трудно сказать, нарочно это было сделано или нет, но было очевидно, что разрешения мы не получим. Ответ дептранспорта был таков: «Вы договаривались с ТТУ? Вот с ними и решайте».

В 19:00 пятницы мы позвонили Быкову сообщить о том, что согласования нет, но и препятствии к проведению экскурсии отсутствуют. Юбилейным голосом Сергей Павлович пропел: «Я не могу рисковать. Без согласования я трамвай не выпущу».

В августе мы вернули деньги по гранту «Трамвайные экскурсии» обратно в бюджет города Самары.

КАК У ДРУГИХ


Трамвайные экскурсии являются туристическими фишками весьма немногих городов.

Экскурсионные трамваи Вены настоящие, и «бегали» еще по рельсам еще со времен кайзера Австро-Венгерской монархии Франца-Иосифа, во времена которого и появился первый трамвай. Австрийцы, бережно храня традиции, могут сейчас предоставить любому туристу уникальную возможность прокатиться на венском трамвае, или «биме» Bim Tram (как называют их австрийцы) 1913-1963 года выпуска. Несмотря на такой винтаж, все экскурсионные трамваи в Вене оснащены аудиогидами и небольшими мониторами. Причем экскурсию здесь можно послушать и на русском языке.

Стоимость экскурсии: 7 евро.
Экскурсионный-трамвай-в-Вене

В Калиниграде существует экскурсионный «музейный трамвай», построенный в 1963 году немецким концерном «Дюваг». Он работает как аппарат для обзорных экскурсий по историческому центру Калининграда и Кенигсберга.

Нужно сказать, что «музейный трамвай» — это совместный проект калининградского музея «Фрадландские ворота» и местного предприятия «Калининград Гортранс». Он начался еще в 2012 году и получил большую популярность среди калининградцев. Сначала такие музейные экскурсии проводились только летом, но теперь, в связи с большим спросом среди калининградцев и гостей города на подобные мероприятия, экскурсии стали проводить и зимой — благо трамвай, хоть и старый, но все равно отапливается. Посадочных мест в трамвае 40, билеты раскупаются заранее.

Стоимость экскурсии: 250 рублей.

В Нижнем Новгороде в январе 2015 года запустили экскурсионный маршрут «Первый трамвай России». В новогодние праздники пассажирами этого трамвая стали около тысячи человек, одна треть которых — туристы, приехавшие в Нижний Новгород на зимние каникулы.

С 12 января 2015 года трамвай продолжил работу с туристами по предварительному заказу. На сайте можно узнать об истории первого трамвая, ознакомиться с экскурсионным маршрутом, заказать поездку и прочитать отзывы туристов.

В Киеве под стук колес очень уютно смотреть на город из окна старинного трамвайчика. Это романтический трамвай, где звучат истории о том, где встречались, расставались, жили и любили знаменитые киевляне.

Стоимость экскурсии — 150 гривен.
травмай в украине

В Смоленске заявили о подготовке трамвайных экскурсий, на которых пассажиры смогут узнать много интересного о достопримечательностях и истории города, о зданиях, которые мелькают за окном. Экскурсии будут проходить на всех трамвайных маршрутах по выходным дням. На каждом маршруте своя экскурсия, это небольшие рассказы об улицах, по которым едет трамвай, об остановках. А чтобы экскурсии не надоедали пассажирам, тексты будут периодически меняться.


Я знаю, что Куйбышев переименовали в Самару напрасно. Правильнее в Готэм. Или даже - по старой советской традиции - в Готэм-без-Бэтмена.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Они таки разбомбят Воронеж! Как обычно у них бывает "смотрите, поврежден только реактор" , власти сообщили официально об аварии на повопостроенном реакторе №6 Нововоронежской АЭС. Там еще строится №7 по тому же проекту АЭС-2006. Да, да - это тот самый, который строят у нас. И наш, ...
Наступил понедельник, и я не вижу причины не продолжить традиционную рубрику идиотских вопросов. Тем более, что первый из них многие, проснувшись, уже себе задали: «что за дурацкая ...
Наткнулся сегодня на фотографию доработанных МТ-ЛБ полка "Днепр-1". Кроме, уже ставших привычными противокумулятивных решёток, на них была установлена ещё одна башня, вероятнее всего от БТР-60. При сохранении штатной башни, вооружение таких машин может достигать одного 14,5-мм пулемёта и д ...
------------------------------------------------------------------------------------------------------------  послание Президента будет про поддержку малого бизнеса и прочее пчеловодство.  Можно не включать:). ...
Оккупированные американцами Япония, Германия и Южная Корея когда-то выбрали американский путь развития экономики. Результат налицо. Не жалеют ни разу... Некоторые другие страны вынуждены были пойти нашим путем. Наелись. Сбежали от нас при первой возможности. Вырулили на западный путь ...