Самарский метрополитен
ru_railway — 01.09.2023Самарский метрополитен вскоре после своего открытия столкнулся с такими же трудностями, как и почти все остальные системы метро в российских регионах.
1.
(отсюда)
Запущенная перед самым развалом Союза (1987 год), к моменту резкого сокращения финансирования первая подземка в нижнем течении Волги просто не успела дорасти до того минимального размера, который необходим для привлечения в метро того количества пассажиров, которое адекватно масштабам и стоимости инфраструктуры.
2.
Тем более что проект и реализация в этом индустриальном городе были полностью советские, и первую линию метро, которая должна была связать главную промзону на северо-востоке, жилые кварталы Безымянки посередине и центр на юго-западе, начали строить со стороны заводов.
3.
И к середине 1990-х, когда инерция советского стройкомплекса окончательно иссякла, метро успели довести только до жилых кварталов - как раз тогда, когда количество рабочих и, соответственно, пассажиропоток в промзону стали сокращаться.
4.
Впрочем, если бы уже в советское время успели дотянуть метро от промзоны через Безымянку в центр, то ситуация была бы гораздо лучше.
5.
Но это намерение было осуществлено только наполовину, и метро оказалось недостаточно загружено пассажирами.
6.
Как и во многих других непопулярных у пассажиров метрополитенах, в Самаре применяется эффективное средство борьбы с пустыми вагонами - большие интервалы движения поездов.
7.
Через 35 лет после открытия единственная линия самарского метро только-только подбирается к историческому центру.
8.
В 2014 году была открыта станция на границе центра ("Алабинская").
9.
Самарский метрополитен со своими 10 станциями пусть и пересекает больше половины длины этого довольно вытянутого города, но со своими 35 тысячами пассажиров в сутки остаётся наименее востребованным метро России.
10.
Впрочем, вследствие постсоветского экономического упадка и депопуляции городского населения Самара оказалась и самым маленьким российским городом с метрополитеном.
11.
Причём, несмотря на медленное строительство (примерно одна станция в 7 лет), пассажиропоток самарского метрополитена имеет тенденцию к постепенному снижению.
12.
В целом, за последние двадцать лет пассажиропоток самарского метро уменьшился вдвое - с 60 до 30 тысяч ежесуточно - и это при увеличении количества станций с 8 до 10.
13.
И дело тут не только и не столько в небольшом охвате города метрополитеном, но и в том, что линия на многих участках дублируется линиями наземного общественного транспорта - прежде всего автобусом, также трамваем.
14.
Советскость Самары (и опять как в Нижнем Новгороде) - она в том числе и в местном метрополитене.
15.
Понятно, что в провинциальном городе, где метро появилось на излёте советского периода, большая часть станций будет стандартной позднесоветской архитектуры - в основном колонные "сороконожки" и односводчатые.
16.
По архитектуре самарское метро показалось мне самым невыразительным из всех российских систем: запоминается только советская "Победа" из первой очереди (своими витражами и люстрами) и последняя по времени открытия "Алабинская" (коваными фонарями).
17.
18.
Нельзя не упомянуть и оформленную в космическом стиле "Гагаринскую".
19.
(отсюда)
И арочную "Московскую", открытую в 2002 году - первую в Самаре, которая была оформлена в не полностью советском стиле (во многом за счёт дешёвого пластика в отделке).
20.
Немного радует оформление выходов из подземных переходов, совмещённых с входами на некоторые станции метро первой очереди, расположенные в Безымянке.
21.
24.
Но ещё тут, как и в Нижнем, большая часть названий станций (5 из 10) неоригинальны, то есть встречаются в других городах постсоветского пространства.
22.
Зато это уникальное в своём роде метро, где на одной линии есть станция "Советская", открытая в 1992 году, и станция "Российская", запущенная в 2007 году - это единственный случай, когда характерная для современной российской топонимики лёгкая шизофрения ушла и под землю.
23.
Транспортные потоки в городе всё больше замыкаются на центр, практически не охваченный метрополитеном, а некоторое оживление главной самарской промзоны в 2000-е и 2010-е компенсируется повышением производительности труда и, следовательно, снижением удельной потребности в рабочих руках.
24.
Важным недостатком самарского метро с самого начала строительства системы, который сохранился бы даже при более адекватных темпах строительства - это то, что самарское метро не обслуживало, не обслуживает и в обозримом будущем не будет обслуживать ни один из крупнейших транспортных узлов города.
25.
Ни главный железнодорожный вокзал, ни автовокзал, ни автостанция "Аврора" не имеют станции метро в непосредственной близости, что лишает самарскую подземку значительной части потенциальных пассажиров.
26.
Только в одном месте самарское метро имеет пересадку на железную дорогу - между "Кировской" и платформой Пятилетка на востоке города.
27.
28.
Но, как назло, ведущий прямо к электричкам выход со станции метро "Кировская" закрыт "по причине низкого пассажиропотока", ну и дальние поезда на "Пятилетке" не останавливаются.
29.
Пересадка с метро на железнодорожный вокзал (самый высокий в России, кстати) предусмотрена лишь в рамках второй линии, что в случае Самары примерно то же что и "никогда".
30.
Будущее самарского метрополитена, как это чаще всего бывает в российских регионах, туманно и не вполне оптимистично.
31.
(отсюда)
Уже отказались от планов тянуть первую линию метро до самого конца исторического центра (Хлебная площадь недалеко от стрелки Волги и Самары-реки), и сейчас все небольшие силы самарского метростроя брошены на постройку "Театральной" - первой станции метро непосредственно в историческом центре города, которая, по всей видимости, должна стать и конечной.
32.
"Театральную" обещают достроить через пару лет.
33.
(промежуточная "Самарская" отменена)
Трёхлинейная перспективная схема метро, где вторая линия должна соединить железнодорожный вокзал с густонаселёнными районами вдоль Московского шоссе, вероятно, так и останется далёким и прекрасным планом, почти как метро в Омске или Красноярске.
34.
(отсюда)
Если ничего даже не начали строить к Чемпионату мира по футболу 2018 года, то, видимо, не построят уже никогда, к сожалению.
Так что метро в Самаре останется небольшой и недостаточно загруженной пассажирами (особенно если учесть крайне высокую стоимость инфраструктуры) транспортной системой - даже после достройки "Театральной".
35.
Выходом может быть лучшая интеграция с наземным общественным транспортом (чтобы было меньше дублирующих и больше подвозных маршрутов, удобнее пересадки) и железной дорогой (более удобная и быстрая пересадка со станции Кировская на платформу Пятилетка, например).
36.
|
</> |