Сахалин - труд и экзотика

Боюсь, что уже надоела вам, друзья мои, своими
воспоминаниями о Сахалине. Этот пост - последний. Напишу о
трудовых буднях людей, с которыми я соприкасалась по работе и
в жизни на протяжении почти 20 лет.
Попали мы на угольный разрез "Новиковский", который
именно в год нашего приезда на Сахалин сдали в эксплуатацию.
Разрез относился к объектом стратегического назначения (на
одном из его участков добывался технологический уголь с высоким
содержанием германия - это уже не секрет, всё давно там уже
"свернули"), поэтому фотографий с первого места работы
у меня нет.
Но я вставлю фото других разрезов, на которых мне
много позже довелось работать.
В октябре 1954 года Н.С.
Хрущёв, единственный раз побывав на Сахалине, "упорядочил
северные льготы" для жителей Сахалина. Он приехал в
самое благодатное время - в октябре на юге ещё купаются. И заявил,
что "Сахалин вторые Сочи!" и урезал надбавки к
зарплате. Население острова отреагировало на это ногами -
прошёл резкий отток населения. С 1956 по 1961 год на материк
выехало 337 тыс. человек.
Ко времени нашего приезда на Сахалин "северные льготы" уже частично вернули и люди стали приезжать на остров по оргнабору. Много было выходцев из Чечено-Ингушской АССР и Украины.
Через два года перевели на более сложный объект - на
крупную шахту, находящуюся в Углегорском районе.
Совсем другая природа, другие условия работы и совсем рядом
Татарский пролив - даже виден из окна!!! Первым делом мы проверили
наличие рыбных мест ))))))
Незаметно пролетело 2 трёхлетки. В те годы на Сахалине работали, заключив Трудовое соглашение на 3 года. Потом можешь оставаться, а можешь возвращаться восвояси, всё тебе оплатят - и проезд домой, и провоз багажа. Вот мы и уехали! А через три года вернулись. Ну я уже писала об этом...
Направили нас уже на восточное побережье ближе к Охотскому морю. Муж стал работать на крупнейшем в ту пору Лермонтовском разрезе, а я "досамоусовершенствовалась" до шахтостроителя! Наше управление нарезало новый горизонт на шахте в Макаровском район и параллельно велись работы в Тихменевском районе - били два наклонных ствола до горизонта -550 метров. Вот за эти четыре года, что мы там проработали, я и узнала Сахалин вдоль и поперёк!!
Богат Сахалин запасами нефти и газа. добыча их
ведётся самыми современными способами. Именно в те годы
началась подготовка к разработке месторождений
нефти и газа на северо-восточном шельфе острова. Отвод земли
под устройство нефтепровода... При нас в 90-х
годах реализованы были лишь два проекта – «Сахалин-1» и
«Сахалин-2». Мне довелось с журналисткой из Питера побывать
на самой платформе (каюсь, сыграл синдром
землячества)
Это новейшая плавучая
полупогружная буровая установка (ППБУ) «Полярная звезда», которая
была построена недавно на Выборгском судостроительном
заводе.
Именно в те годы началась подготовка к разработке месторождений нефти и газа на северо-восточном шельфе острова. Отвод земли под устройство нефтепровода... При нас в 90-х годах реализованы были лишь два проекта – «Сахалин-1» и «Сахалин-2» Мне довелось с журналисткой из Питера побывать на самой платформе (каюсь, сыграл синдром землячества).
Перегрузка людей с буровой установки на судно проводилось вот в такой будочке.
Раньше никогда не наблюдала момент линьки нерп.
Вот гляньте как происходит это.
На острове Сахалин очень богатая природа. Идешь по тайге, а картина перед глазами меняется "со скоростью света". Вот только что ты любовался лесными синими ирисами, чуть свернул в сторону - уже перед тобой полянка с красными цветами-огоньками. Спускаясь на берег залива, любуешься лугом из жёлтых цветов. И всё это в один день!
Строительство железных дорог на острове Сахалин началось
после русско-японской войны 1904—1905 годов, когда в результате
заключения Портсмутского договора южная часть Сахалина, до 50-й
параллели, отошла к Японии.
Была построена военно-полевая узкоколейная железная дорога
Корсаков — Южно-Сахалинск, протяженностью 42,5 км и шириной 600 мм.
Её основное назначение — быстро закрепиться на новой территории.
Позже она была переведена на размеры обычной японской колеи — 1067
мм.
Такая узкоколейка проложена вдоль по берегу
моря-океана
Местное население шутит, что правительство СССР поторопилось
отвоевать Сахалин у японцев. Через год-два они бы по всему Сахалину
запустили ж/д поезда. На берегах некоторых рек до сих пор стоят
металлические конструкции - фермы для не возведённых ими мостов, по
острову приготовлено много насыпей под ж/д путь... Не успели
уложить звенья рельс ((((((((((
На острове много тоннелей, все они выполнены по габариту,
принятому на японских железных дорогах. Часть подвижного состава,
эксплуатируемого на острове, также имеет японское происхождение —
это японские паровозы и дизель-поезда «Киха58». Грузовые вагоны
аналогичны вагонам нормальной колеи, но с тележками колеи 1067 мм.
До 2000-х годов эксплуатировались пассажирские вагоны японского
производства (соответствующего габарита); пассажирские вагоны
ширококолейного габарита практически не использовались.
Лишь с начала 2000-х годов японские пассажирские вагоны стали
массово заменяться вагонами производства Тверского
вагоностроительного завода. Специально для Сахалинской железной
дороги Людиновским тепловозостроительным заводом строились
тепловозы с гидропередачей ТГ16 и ТГ22.
Эксплуатационная длина дороги на 1992 год — 1072
км.
Дорога характеризуется особым климатом (периоды муссонов,
снежные заносы), тяжелым профилем. Для связи с материком
используется паромная переправа Ванино — Холмск. При
транспортировке грузов требуется смена тележек грузовых вагонов.
Все эти обстоятельства делают себестоимость перевозки грузов по
дороге более высокой по сравнению с материковой сетью железных
дорог, причем разница в себестоимости достигает 10 раз.
В Управлении имеется музей железнодорожной
техники (расположен у вокзала в Южно-Сахалинске), с экспонатами, не
имеющими аналогов в других музеях. В экспозиции имеются двухосные
японские платформы, японский же снегоочиститель «Вадзима»,
двадцатипятитонная цистерна постройки 1954 года, шнекороторный
снегоочиститель на базе секции тепловоза ТГ16, японский паровоз
серии D-51 1948 года постройки.
А это ротор на ж/д ходу - быстро чистит узкоколейку при
снежных заносах.
В составе Управления железной дороги есть особое
подразделение — Детская железная дорога, персонал которой частично
состоит из детей.
По решению ОАО «РЖД» с 2003 года началась перешивка колеи
Сахалинской дороги: с ширины 1067 мм на ширину 1520 мм. При этом
производится полная реконструкция путевого хозяйства, включая
строительство новых мостов и водоотводных сооружений, спрямление
пути, перепроходку с увеличением площади поперечного сечения и
укрепление тоннелей. Чтобы сохранить возможность постоянно
использовать пути, на дороге укладывается трёхниточная
рельсошпальная решётка с расстоянием 1067 и 1520 мм от крайнего
рельса до соответственно другого крайнего и среднего
рельса.
Перешивка пути с японской колеи на русскую (район Корсакова).
Где ещё в России такое можно увидеть?
Тяжёл труд рыбаков и опасен.
Сахалин - пограничная область. День и ночь несут службу сотрудники Сахалинского погрануправления береговой охраны и ВМФ. Часто можно было наблюдать вот такую картину:
Сахалин - Край земли русской!
http://maxpark.com/community/1851/content/3113698#comment-41283238
Сахалин - рай для рыбаков.
http://maxpark.com/community/1851/content/3116320#comment-41286225
|
</> |