Сага о копирастии
dolboeb — 21.02.2012 Пересматривал днями прекрасное кино Sita Sings The Blues.Сейчас это стало совсем уже просто, без никаких торрентов, архивов и предзакачки.
Просто находишь в YouTube полную и качественную версию, в 1080HD, и оттуда же смотришь в спальне на плазме по AppleTV. Я даже телепередачи с моим собственным участием так смотрю. Не по эфиру их дурацкому, а в нормальной флэшвидео версии с подгонкой экранных разрешений под прибор, на котором просмотр.
Фильм Sita Sings The Blues был снят для свободного распространения. То есть создавшая этот мультфильм Нина Палей хотела, чтоб его видели и скачивали без ограничений и в Америке, и в Индии, где несколько тысячелетий тому назад сочинилась Рамаяна в основе сценария.
В Индии против этого фильма, конечно, слегка пошумели ревнители святоотеческого предания, но это были абстрактные возбухания, которых никто не заметил: когда фильм не показывают в кинотеатрах, участникам акций самосожжения вдов в знак протеста просто некуда становится тащить хворост и тех самых вдов. Зато в США к началу дистрибуции мультика сочинились вполне конкретные копирайтные претензии. Оказывается, права на любовные блюзы Аннет Хэншоу, спетые и выпущенные тогдашним винилом на 78 оборотов, где-то ещё фиксировались. И за право включить этот звук из 1920-х в свой видеоряд Нина Палей отдельно должна была заплатить правообладателю 50.000 долларов США. Во столько был оценен блюзовый саундтрек этого бесплатно раздаваемого мультика. И Нина заплатила за эти права. А в Европе — отдельно германские звукозаписывающие права на ту же давно умершую Хэншоу. И там пятидесяти тысяч не хватило... До сих пор немецкий аналог РАО не может определиться, сколько он хочет ещё содрать с любителей американского блюза 90-летней давности.
Какой же, в самом деле, прекрасный бизнес с этими копирайтами, отрастающими задним числом (понятно, что при жизни Хэншоу ничего подобного в мире не было — сколько продали записей и билетов на концерт, столько и заработали).
Что ж этот опыт на другие отрасли не распространить.
Слетали вы, к примеру, в прошлом году в Таиланд на новогодние каникулы.
А там с тех пор и визы подорожали, и билеты, и керосин авиационный, и гостиницы.
И вам приходят всё новые счета: доплаты за перелёт, проживание, питание... с учётом новых реалий рынка.
И сидят в парламентах лоббисты копирайтной отрасли, и рисуют эти новые реалии.
Раньше было 50 лет после смерти автора, потом 70, потом 90, а дальше уже в европарламентах на подходе законы, по которым держателем права станет не композитор-творец, со своим сроком жизни, а юрлицо, которое ему однажды заплатило за право дальше распоряжаться всем каталогом. Юрлицо бессмертно, оно никогда не умрёт. Если написать ему в активы права на музыку — вот и вечный двигатель, глядишь, изобрели...
Только как-то это всё немножечко несовременно и не про нашу жизнь.
И как не может авиаперевозчик задним числом новые счета выставлять за уже один раз оказанную услугу, так и все эти копирайты по три раза не продашь.
Хотя, конечно, надежда умирает последней.
|
</> |