С медведем по соседям
p_syutkin — 10.01.2025Неожиданные проекты приходят порой сами собой. Вот и месяц назад коллеги предложили записать подкаст для Томского музея славянской мифологии. «А не спеть ли нам колядку?» - называется он. Поскольку сейчас – период святок и гаданий, для него пришло самое время.
Колядки – особые обрядовые песни, которые обычно исполняют с
Рождественского сочельника, 6 января, и до Крещенского вечера – 18
января. С этими песнями ряженые ходят по домам и поздравляют хозяев
с праздником. Колядующих нужно встретить угощением и небольшими
подарками. «Подкаст, - пишут журналисты, - предлагают слушателям
неожиданный и глубокий взгляд на данное явление, обсуждая его с
ведущими специалистами в области фольклора, психологии и народной
культуры».
Приведу небольшой отрывок из этого
рассказа. Здесь я пытаюсь объяснить, чем была наша старая
кухня, и хорошо ли мы представляет ее себе:
- Русская кухня удивительным образом связана с названием вашего
Музея славянской мифологии. Потому, что это предмет, насквозь
мифологизированный сегодня. Между тем, если говорить серьезно,
история русской кухни – это такая же наука, предмет, лежащий на
стыке истории и кулинарии, социологии и экономики. И в них нужно
просто разбираться, чтобы понять, что это за русская кухня
такая.
Начнем с простого: когда собственной наша кухня становится
«русской»? Принято считать, что как Владимир Ясно Солнышко
покрестил Русь, с тех пор кругом – русская кухня. Между тем, кухня
– есть функция от национальности. От того, как и когда складывается
народ, национальная общность. А это происходит у нас хорошо, если к
середине XV века.
Есть смешной стереотип – воспринимать старинную русскую кухню по
«Домострою» XVI века. В нем действительно упомянуто больше сотни
блюд: осетры, губы лосьи, поросята, почки верченые, зайцы
крученые... Все обильно и богато. На этом фоне трудно осознать, что
русская кухня той эпохи, как и любая средневековая кулинария, – это
кухня голода и недостатка. Это жизнь тех самых 99% процентов
смердов, крестьян, которые лишь в фантазиях сегодняшней почвенной
публики каждый день питались тельными поросятами, пирогами и икрой.
А на самом деле жили впроголодь, постоянно находясь на грани
выживания.
Здесь, кстати, выявляется и еще один момент «выдумывания» той
старой кухни сегодня. Ведь у многих принято считать, что русская
кухня – это кухня крестьянская. Это щи да каша, блины да квас. А
все аристократическое, всякие гратены, эклеры, паштеты – это чуждое
нам. Иные буйные даже картошку считают неправильной. Наша – это
только репа! Т
ак вот кухня, как и любая часть нашей культуры, – вещь
развивающаяся. И если мы не носим сегодня онучи, не слушаем домру и
балалаечников, не восхищаемся скоморохами на ярмарке, то почему с
кухней-то должно быть наоборот? Так что крестьянская кухня,
оставшаяся почти неизменной с XVI века (за исключением, помидоров,
макарон, картошки и консервов), вряд ли является сегодня мерилом и
образцом реальной русской гастрономии. А то, что выдумывается на
этот счет всякой капустобородой публикой, так пусть они ее сами и
едят, а современным людям не навязывают.
Полностью прослушать все выпуски подкаста можно на сайте
музея.
***
Не забывайте, что больше новостей и мнений о жизни в России, войне и кризисе можно найти в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь и будьте в курсе!
|
</> |