С грустью о морали
mr_binks — 24.10.2023
Наверное, я поклонник Ницше. Не в том смысле, что грежу сверхчеловеком. Просто полагаю, что мораль, как представление о добре и зле, не является чем-то абсолютным. Она обусловлена историей каждого общества: в одном племени принято поедать пленников, в другом – нет. И раз уж мораль определяется историей, стоит подумать о том, как она формировалась.
1. Первое, что приходит в голову – универсальное правило: не делай того, что не желаешь себе. Сей принцип приписывают христианству, но его проповедовали еще эллинизированные фарисеи. Не исключено, что те позаимствовали идею у греков, а те, в свою очередь, у народов еще более апокрифических.
Когда такой принцип работает? Когда действует множество близких по силе игроков, и сегодняшний победитель может оказаться завтрашним побежденным, зависимым от воли окружающих. Подобные условия у греков действительно сложились: в социальном плане имелась демократия, либо олигархия. В межгосударственном – взаимодействие уймы полисов, сопоставимых по силе. Отсюда правила, разделяемые всеми:
- Пленных нельзя убивать, можно только продать в рабство.
- Клятвы, данной при заключении договоров, не нарушать.
- Тирана зарезать можно, а вот монарха – ни в коем случае.
И так далее.
Видно, что такая мораль основана на консенсусе. Любой нарушитель будет осужден большинством, и в его отношении правила станут необязательными. Что, учитывая численное превосходство окружающих, чревато бедами.
Уменьшим число игроков, и нарушитель морали станет не одним из тысячи, а одним из десятка. А в мире, где меньше действующих лиц, ниже вероятность оказаться в положении, когда вам потребуется защита. Подобное случается, когда политическая система сокращается с сотен полисов до дюжины королевств.
2. В ситуации, описанной выше, вопросами морали занимались все игроки. Но иногда их можно поручить особой инстанции, не вовлеченной в политическую игру. Пускай она решает, что морально, а что нет. В Европе долгое время эту роль исполняла церковь. Часто и на международном уровне, ибо Папа Римский мог наложить интердикт на целое королевство, и любой желающий имел моральное право его покорить. Именно так знаменитый Манфред потерял в 1266-ом году неаполитанский трон.
Опасность метода: инстанция, ответственная за мораль, рано или поздно погрязнет в коррупции, начнет раздавать вердикты за мзду и утратит авторитет. Отношение к папству во времена Реформации – прекрасный пример.
Небольшое замечание: обе системы, описанные выше, предусматривают стабильность морали. Ее установки меняются медленно и нечасто. Ведь если игроков много, то вероятность того, что они одновременно сочтут допустимым недопустимое ранее, крайне мала. Когда же вопросы морали находятся в ведении инстанции, не имеющей собственной силы, то модератор просто выносит вердикт, основываясь на существующих нормах, а не выдумывает новые. У него нет ресурсов вводить новые правила.
3. Хуже, если мораль определяет гегемон. Человечество долго шло к такому положению вещей и, наконец, пришло. В 18-ом веке пал авторитет церкви, а группа парижских интеллектуалов приблизилась к статусу богов: в вопросе о допустимом Европа прислушивалась к ним. Новых идолов постигла судьба Фаэтона – они разбили колесницу короля-солнца. Поэтому после Реставрации власть принялась возрождать церковный авторитет.
Нет тут-то было: гегемонию получила Англия, чья церковь, во-первых, находилась в оппозиции к Риму, и, во-вторых, полностью подчинялась монарху. Моральный авторитет и власть над сильнейшей державой оказались в одних руках. Миру повезло, что лицом протестантской этики стала королева Виктория. Сколь сильно она могла навредить человечеству, если была бы менее сдержанной!
Когда в лидеры вышли Соединенные Штаты, вскрылись три пренеприятных обстоятельства.
- Во-первых, сила нового гегемона намного превзошла потенциалы всех прежних.
- Во-вторых, через кинематограф Америка получила мощнейший инструмент влияния, способный формировать, в частности, и мораль.
- Наконец, США – республиканская страна.
По последнему пункту нужно разъяснение. Давно замечено: быть колонией республики гораздо хуже, чем колонией монархии. Монарх заинтересован в увеличении числа подданных и наведет на зависимой территории порядок, если и не приравняет ее к метрополии. Хороший пример: Индия, оформленная, наконец, как отдельная империя с британской королевой во главе.
Республика – это союз граждан, заинтересованных в личном обогащении. Подконтрольная территория, не являющаяся частью метрополии – объект грабежа, более или менее цивилизованного. В порядке иллюстрации рекомендую взглянуть на провинции Рима до установления Империи и после. Ближе к нашему времени: население Алжира ощутило усиление гнета после падения Луи-Наполеона.
В мире воцарился пугающий порядок вещей. Наиболее сильная страна не просто мощнее гегемонов прошлого, но и способна сообщить своим шагам моральный авторитет. Как любая республика, США не устанавливают в мире строгий порядок. Как и у любой республики, их действия хаотичны.
Хаотична и мораль. Схожие деяния получают не просто разные, а диаметрально противоположные оценки. Хотите пример? В ходе Второй мировой германская армия преднамеренно истребляла в Европе гражданское население. Одновременно ВВС Британии и США убили до миллиона граждан Германии и Японии. По сей день выходят фильмы, прославляющие пилотов, летящих утюжить Рейх. Но нельзя и помыслить о кино, в коем бы нас пригласили испытать солидарность с бойцами СС, выжигающими деревню…
Здесь у читателя пройдет по спине легкая дрожь, но она – прекрасная иллюстрация к сказанному выше. Заставить людей рассматривать одно и то же действие, как подвиг и как зло – это реальное достижение.
Итог. Да, гегемон меняет мораль не просто по своему вкусу, а под сиюминутную надобность. Но такова жизнь, к ней можно приспособиться. Не так ли? Проблем здесь две.
Во-первых, совмещение роли гегемона и морального авторитета исторически не характерно для Запада. Более того, этим пороком – исторически – страдали наиболее жесткие деспотии. Султан, как владыка, убивал братьев и, уже как халиф, требовал от духовенства оправдать свое преступление.
Во-вторых, распущенность во внешних делах рано или поздно придет вовнутрь. Привыкнув творить произвол в провинциях, консулы задумались о завоевании Рима. Люди, находящие моральное оправдания любому шагу своего государства за рубежом, оправдают и свертывание демократии. Рубикон будет перейден.
Как обшить баню внутри вагонкой своими руками — пошаговая инструкция и советы экспертов Rodno
придумайте заголовок
Почему английские звуки кажутся сложными и как их освоить
Романовы ездят по Европам
Какая красота лучше: идеальная или реальная?
Жена ушла к любовнику и потребовала мою долю состояния. Финал удивил даже
Да, скифы мы, да, азиаты мы!
Ким Дотком призвал президента России проучить Запад
Про суровую российскую зиму

