С грохотом и искрами посадка авианосца этого реактивного самолета ВМС
nbalanchak — 07.12.2025
С грохотом и искрами посадка авианосца этого реактивного самолета ВМС стоимостью 60 миллионов долларов развалилась за считанные секунды
Джейк Эпштейн, Келси Бейкер
Пятница, 6 декабря 2025 года, 21:04 GMT+3·6 мин чтения

- Критическая система вышла из строя, когда истребитель приземлился на авианосец в начале этого года.
- F/A-18 стоимостью 60 миллионов долларов упал с палубы USS Harry S. Truman в Красное море.
- Новое расследование ВМС показывает, как высадка развалилась за считанные мгновения.
Когда истребитель приземлился на авианосец, критически важная часть посадочной системы разорвалась, пронеслась по машинному отделению, врезалась в оборудование, за которым моряк сидел всего несколько мгновений ранее, а затем рухнула на палубу, вращаясь «как тасманийский дьявол».
«Что-то плохое только что случилось», — сказал моряк в комнате, спеша за помощью. Другой моряк, который едва избежал катастрофы, получил незначительную травму и сорвал гарнитуру.
Один из тросов задержки — напряжённые провода, к которым зацепляются истребители ВМС США во время посадки в море — сломался, когда ключевой механизм, поглощающий силу посадочного самолета, развалился под палубой. Авария дестабилизировала только что приземлившийся F/A-18 Super Hornet.
Асимметричные силы сместили самолёт с центра. Не имея шансов вернуть взлёт, лётчики катапультировались, когда самолёт полетел с палубы в море. Всё развернулось за считанные секунды.
Новое расследование ВМС по поводу катастрофической посадки, рассмотренное Business Insider до публикации в четверг, показывает, как быстро рутинные авианосные операции могут пойти наперекосяк.
Инцидент 6 мая, в результате которого пострадали два военно-морских лётчика, стал вторым потерей Super Hornet за несколько дней — и третьим в целом для авианосца USS Harry S. Truman в ближневосточном походе.
Расследование командования дорогостоящей аварии подробно описывает, как один из тормозных кабелей авианосца не смог остановить истребитель, оставив за собой искр и пламя, когда он отлетел от палубы и упал в Красное море.

Контр-адмирал Шон Бейли, командующий авианосной ударной группой ВМС No8 под руководством Truman, заявил в расследовании, что потеря истребителя стоимостью 60 миллионов долларов была «полностью предотвратима».
Жёсткая посадка
Truman и его ударная группа провели месяцы в Красном море, возглавляя боевые операции ВМС против хуситов — поддерживаемой Ираном повстанческой группы в Йемене, которая атаковала важные судоходные пути на Ближнем Востоке.
Реклама
Полётные операции шли в более высоком темпе, авианосец запускал и возвращал самолёты десятки раз в день.
Для эвакуации самолётов авианосцы класса Нимиц, такие как Трумэн, обычно имеют четыре тормозных троса, напряжённых по полётной палубе, чтобы зацепить хвостовой крюк посадочного самолёта и мгновенно замедлить его.
6 мая, когда двухместный F/A-18F приземлялся той ночью, всё выглядело нормально до тех пор, пока самолёт не зацепил тормозной трос.
Моряки с задержанным оборудованием услышали звук взрыва, детали летали по машинному отсеку, а на палубе из самолёта вырывались искры, за которыми последовало пламя.
Было темно, и начальник авиации, курировавший операции полёта и офицеры по посадке, не подозревая, что трос оборвался, подумал, что двигатель истребителя поглотил обломки посторонних предметов.

Самолёт наклонялся влево, двигаясь по зоне посадки. «СИЛА!» — крикнул ведущий LSO. «ВРАЩАЙСЯ, ЛАЗИ!» Истребитель летел слишком быстро, чтобы остановиться, но недостаточно быстро, чтобы взлететь. Запасной LSO понял, что самолёт не набирает высоту, и принял решение.
Реклама
«КАТАПУЛЬТИРУЙТЕСЬ, КАТАПУЛЬТИРУЙТЕСЬ, КАТАПУЛЬТИРУЙТЕСЬ!» — крикнул офицер.
Самолёт покатился, а затем резко повернулся под углом 90 градусов. Через мгновение он рухнул в Красное море.
Сигнал «человек за бортом» прозвучал через минуту после того, как самолёт впервые коснулся палубы. Матросы на летной палубе не видели, как после катапультирования из кабины не раскрывались парашюты, но через несколько минут они увидели, как оба лётчика зажгли фонарики в воде примерно в 100 ярдах.
Через двадцать минут на место прибыли спасательный вертолёт и пловцы, чтобы их спасти. Лётчики получили незначительные травмы.
«Критическая точка отказа»
Расследование командования обвинило аварию в нескольких факторах, включая высокий оперативный темп корабля, нехватку персонала и ошибки оператора задержительного оборудования, который обеспечивает готовность системы противодействовать инерции посадочного самолёта.
Реклама
По данным расследования, «основным фактором цепи событий, приведших к аварии» стало недостаточное обслуживание кроссхеда демпфера и штифта клевиса — компонентов системы задерживания шестерни.

Коренной причиной, как говорится в отчёте расследования, была «материальная неисправность штифта клевиса». В штифте не было шайбы — небольшой детали, которая помогает удерживать систему на месте. Этот технический надзор закончился тем, что самолёт оказался в воде и двумя лётчиками за бортом.
Возможно, этот механизм ослаблял некоторое время до происшествия, говорится в расследовании. Отсутствующая шайба может привести к тому, что штифт в тормозной шестерне ослабнет и оторвется, что в итоге приводит к разрыву внутренних частей шестерни и разрыву тормозного троса.
Матросы по всем направлениям были плохо обучены, расследование было окончательно, а матрос технического обслуживания, который должен был осмотреть трос и его механизмы, не сделал этого должным образом.
Вице-адмирал Джон Гамблтон, исполняющий обязанности главы Командования сил флота, написал в письме, прилагаемом к расследованию, что руководство Трумэна на всех уровнях «позволило снизить стандарты программы обслуживания оборудования для запуска и спасения самолётов в авиационном департаменте, что в конечном итоге привело к критической точке отказа».
Инцидент 6 мая стал четвёртым крупным инцидентом, который Truman и остальная часть его ударной группы потерпели за многомесячные боевые действия на Ближнем Востоке.
В декабре крейсер USS Gettysburg по ошибке сбил один из F/A-18 Трумэна. Через несколько месяцев, в феврале, авианосец столкнулся с коммерческим судном. А в апреле, чуть более чем за неделю до инцидента с тросом, истребитель и буксир упали за борт, когда авианосец резко разворачивался, чтобы избежать ракетного огня хуситов.
Прочитайте оригинальную статью на Business Insider
Как выбрать погружной насос для перекачки дизельного топлива и бензина
Как развращают женщин
О злых клоунах 2025
Сколько освободила Россия в Нагорных Карабахах
Уважаемый Ладим Ладимыч
Обращение к читателям
Как польские борцы за свободу, да, расправлялись с испанскими повстанцами
Просто и вкусно

