С чего начинается Родина?
Сообщество «Политика» — 20.12.2013Интуитивно вроде очевидный ответ на этот вопрос. Но настоящий ответ на него дать очень и очень трудно.
Например, моя родина — это вроде бы Россия. Однако сразу же появляются нюансы. В частности, я родился не в Российской Федерации, а в СССР. Та страна была ощутимо больше, и если я должен принимать за родину более локальный вариант, то сразу же возникает вопрос: а почему тогда не ещё более локальный? Почему не Ростов или вообще не его район?
Наверное мне возразят, что Ростов не государство. Тогда что, исчезновение государства, как в случае с СССР ведёт к смене определения родины? Захвати я Великую Отечественную, должен ли я был вычеркнуть оккупированную немцами Белорусскую ССР? А если нет, то почему я должен вычёркивать её сейчас? Если не должен, то почему тогда из моей родины вычеркнуты Польша и Финляндия, бывшие некогда составной частью Российской Империи?
Почему надо остановиться непременно по середине? Почему не сузить понятие родина до Ростова или наоборот не расширить его до СССР, до социалистического блока и вообще не до всего мира?
Быть может, родину формирует единая культура? А, то. Ещё как. Однако весьма близкие по культуре Белоруссия и Украина — сейчас другие государства, а коми и чукчи проживают в государстве, общем с нами. Российская Империя была населена не только русскими и православными, как и СССР и Российская Федерация. Но ислам и буддизм — это части других культур. Каким же образом их носителям удаётся считать всю Россию своей родиной, а не только их национальные автономные области? Какую именно «родную культуру» им следует беречь? Свой национальный костюм? Свой язык? Свою религию? Но их языком ведь стал ещё и русский.
«Своё» всегда в изрядной мере заимствовано. Тот же язык. Это только кажется, что в наш язык иностранные слова стали проникать только сейчас, но на самом деле мы говорим иностранными словами, сами того не замечая, поскольку предки народов всего мира давно уже занимаются сей порочной практикой — заимствуют элементы чужих языков. По этой причине призыв «беречь язык» довольно странен: ведь этот язык появился именно потому, что предки свой язык не берегли. Мы ведь говорим на такой редакции языка, которую прото-русские, жившие задолго до нас, приняли бы вообще за иностранный.
Может быть, дело в национальности? Но современные немцы и англичане нам более понятны, чем наши далёкие предки. Современная жизнь европейцев нам более понятна. Нам понятны взаимоотношения современных китайцев и турок — за исключением некоторых нюансов, — но вот как воспринимали мир те наши далёкие предки, нам будет весьма тяжело понять.
Родина — это не территория, не государство, не культура, не национальность…
Вопросы о времени и пространстве, языке и произведениях искусства, о внутренней логике якобы интуитивно понятного переводят его в разряд понятного иным способом: понятие «родина» — оно не про формальные признаки.
Оно про сотрудничество и способы различения добра и зла.
Хороша та культура, которая вызывает в тебе правильный отклик. Какой национальности при этом был автор и в каких государствах он провёл свою жизнь, гораздо менее важно. Глупо закрываться от хорошего из-за того, что оно было рождено в формальной загранице, и навязывать себе плохое только потому, что его изготовили где-то поблизости.
Смысл развития родной культуры в том, чтобы проживающие тут умели делать годное и делали его, а не в том, чтобы ими сделанное не подавало никаких признаков заимствования извне.
Смысл патриотизма — в защите правильных представлений о добре и зле вместе с теми, кто их разделяет, а не в удовлетворении личных интересов правящей в данный момент верхушки.
Родина начинается вот с этого, а не с тщательного исследования родословных, вычищения заимствований и выяснений, кто кого когда-то более правильно к себе присоединил.
Родина каждого человека — это то место, где проживает максимально большая общность людей, чьи представления о добре и зле, о справедливости и несправедливости в основном совпадают с его взглядами. Причём эти люди совместно и на равных началах стараются воплотить в жизнь данные представления.
Другие определения найти сложно. А "интуитивные ощущения родины» люди с искажёнными представлениями о добре и зле запросто повернут против нас.
Источник: http://red-sovet.su/post/15547/c-what-begins-motherland
|
</> |