Рванки
kirinamir — 02.04.2016 В Карелии сын узнал что такое "рванка".На турбазе для них провели мастер-класс по их изготовлению.
Если нужно, чтобы рванка была не игрушкой, а оберегом, то тот кто делает рванку при ее изготовлении определяется с тем, какие свойства она будет нести, что принесет в дальнейшем ее обладание хозяину. И при закручивании рванки наговаривает на нее задуманные пожелания.
Затем дарит ее.
Рванка – это карельский и архангельский вариант «куклы-кормилки». Как и любая «кормилка», она символизирует достаток и плодородие. Делают ее или дарят с мыслями и пожеланиями благополучия в семье, здоровья всем домочадцам и достатка в доме. Но есть у карельской рванки свои особенности. Ее костюм отражает детали одежды жителей южной Карелии. У этой тряпичной куклы есть жилет – традиционно красных тонов – а юбочка и фартук повязываются под углом. Как и большинство народных тряпичных кукол Карельская рванка делалась без помощи иглы и ножниц. Это слышно даже и в названии – материал разрывали, потому и рванка.
Куклу наряжали, но лицо не рисовали – оставляли белый лоскут. По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и оберегом.
Раньше тряпичная кукла – наиболее распространенная игрушка. Она была в каждом крестьянском доме, а в некоторых семьях кукол насчитывали до сотни. Большая часть народных кукол изготавливалась самыми простыми способами: скатыванием, скручиванием, вложением одной детали в другую. Куклы-закрутки были самыми распространенными в народе, их могли делать без применения иглы, но были и сшитые. Можно было обойтись и без ножниц: ткань рвалась, поэтому в народе такие куклы называли «рваными». Незатейливый вид простейших кукол придавал им особую трогательность. Тряпичные куклы дети начинали «вертеть» с пяти лет: свертывали в скалку кусочек ткани, обтягивали лицо белой тряпицей и стягивали её на уровне шеи. Затем из остатков ткани делали руки, рубашку. Оставалось сшить костюм.
Наряду с игровыми куклами были куклы-обереги, которым народ приписывал магические свойства. Такие куклы были призваны уберечь от дурного взгляда, слова, болезни. Кукол дарили в знак любви и дружбы, с пожеланиями здоровья и счастья. Обрядовые куклы – посредники между природой и человеком, участники ритуалов. Ни один свадебный обряд, например, не обходился без куклы – она считалась символом продолжения рода.
На территории Карелии испокон веков проживали разные народы, и у каждого были свои традиционные куклы. Так, например, вепсская кукла – это образ замужней женщины. Детали куклы не сшивались между собой, а соединялись нитками. Эту куклу делали из обрывков изношенной одежды, из них же выдергивали нити для связывания деталей куклы. Способ изготовления куклы у южных карел: из сухой золы, двух лучинок и лоскутков ткани. Детали последовательно соединяла всего одна нить. Такой куклой девочки играли еще в 30-е годы прошлого века. В основе куклы поморов – скрученный из льняной ткани столбик.
Делали и куклы-стригушки – из соломы, лыка, травы; их одевали или украшали цветными шерстяными нитками. Соломенные куклы, сделанные из первого «именного» снопа, считались священными. Простые в изготовлении стригушки были любимыми игровыми куклами, летом их делали повсеместно.
|
</> |