Рвачество
dolboeb — 15.09.2010 В «Большом городе» — хороший материал про пожары (правда, очень сильно перекликается по персоналиям с текстом Гарроса в бумажном «Снобе», но это вполне естественно: куда ж без Черского или Доктора Лизы в этой истории).Прекрасное рассуждение человека, торгующего кондиционерами:
За два летних дня заработали столько, сколько зарабатываем за один зимний месяц. Да, мы подняли цены. В обычное время установка кондиционера стоит 7 тысяч рублей, а мы устанавливали за 20—25 тысяч. Кондиционер стоит 20 тысяч рублей, мы продавали за 40. Люди были готовы платить любые деньги, и ты понимаешь почему, когда приезжаешь к ним домой: больные дети, старики, везде пахнет дымом и лекарствами, люди еле дышат. Некоторые фирмы брали за установку даже не 20 тысяч, а 40, в общем, дурдом.
Изумительно, как в одной фразе (выделенной) легко и естественно сочетается хвастовство по поводу бессовестного грабежа сограждан и неподдельное к ним сострадание: так мучились они, бедные, что готовы были нам последнее отдать. Грех не заломить двойную цену, когда такая беда у людей.
С одной стороны, это абсолютно омерзительно и стыдно, когда бизнес так себя ведёт (вспоминается поведение таксистов при терактах и перебоях с электричеством). Марксист-теоретик мог бы тут резонёрски напомнить, что страсть к наживе — в природе людей и свободного рынка, поэтому любой кризис сопровождается таким обдираловом. Но это совершеннейшая неправда. Например, в Израиле, когда возникают какие-то экстремальные ситуации, вроде иракских бомбежек или обстрелов «Хизбаллы», общество на них отвечает не задиранием цен для беженцев, а консолидацией, складчиной, мобилизацией частных ресурсов. Впрочем, Израиль — это, конечно, аномалия, и приводить его в этом смысле в пример невоюющим странам неправильно. Но в ситуации нормального, отладившегося капиталистического рынка работают такие механизмы, как репутация и имидж компаний. Они дорогого стоят, они важны, о них думают. Есть понимание, что наживаться на беде — стыдно. И на уровне мелкого бизнеса оно тоже есть. Потому что бизнес за много поколений выучил, что клиентура — та, которая есть, другой не будет, и её отношением неразумно жертвовать ради единственной сделки. Продавец кондиционеров этого в упор не понимает:
Следующим летом будет то же самое, и это приносит прибыль, — объясняет он корреспонденту бг.